Оценка экономической целесообразности реформирования автотранспортных цехов проводится с целью сокращения затрат на их содержание, увеличения ритмичности и качества работы транспортных средств, находящихся на балансе, с одновременным обеспечением своевременного и качественного удовлетворения транспортных потребностей компании.
Основная цель транспортного обслуживания — своевременное и качественное удовлетворение транспортных потребностей компании, а также возможность решения транспортных проблем, которые могут возникнуть вследствие непредвиденных обстоятельств. При этом осуществление транспортного обслуживания должно быть построено с учетом минимизации транспортных расходов.
Среди наиболее распространенных функций, которые выполняет АТЦ:
-
перевозка (внутренняя и внешняя) грузов;
-
перевозка персонала;
-
обеспечение специальных работ (строительных и т.д.);
-
содержание, обслуживание дорог и др.
Требования к системе транспортного обслуживания
Транспортные расходы вносят достаточно весомый вклад в себестоимость готовой продукции и соответственно влияют на цену готового продукта. В условиях все усиливающейся конкуренции практически все предприятия и организации стремятся к сокращению транспортных затрат с тем, чтобы иметь возможность для снижения цены и формировать гибкую ценовую политику, повышая тем самым конкурентоспособность собственного продукта на рынке.
В связи с этим основными требованиями к системе транспортного обслуживания являются: доступность транспортных услуг, их своевременность и скорость выполнения, качество, а также положительная экономика транспортного хозяйства.
Поэтому оценка каждого из возможных вариантов реформирования должна основываться прежде всего на анализе их соответствия предъявляемым требованиям.
Анализ состояния использования транспорта и гаража
Для выбора варианта реформирования необходимо установить численность транспортных средств, сгруппированных по их видам и назначению, провести анализ их состояния.
Рассматриваются такие показатели, как средний возраст автомобиля, уровень его физического и морального износа, частота использования, остаточная стоимость.
Далее проводится оценка расходов на содержание единицы техники по видам транспортных средств. Рассматриваются суммарные прямые затраты на содержание всего транспортного парка по итогам года и накладные расходы (затраты на содержание зданий и сооружений и косвенные расходы). Показатель накладных расходов сравнивается с уровнем накладных расходов по региону нахождения компании.
Для принятия решения о реформировании и его варианте необходимо оценить и гараж. Находится ли он на территории предприятия или вне ее, на каком удалении? Кроме того, анализируется состояние (если имеются):
-
здания гаража и его размер, диспетчерской, боксов для стоянки автомашин, автомойки, очистных сооружений ливневой канализации;
-
если зданий несколько, то каждого из них;
-
складских помещений для запасных частей;
-
механической мастерской для ремонта транспортных средств, вулканизаторной, аккумуляторной, сварочного поста, инструментального участка;
-
бытовых помещений для приема пищи, раздевалки, туалета, душевых.
Только имея полную информацию, можно принимать решения о вариантах реформирования АТЦ.
Так, передача в аренду, продажа гаражного комплекса и территории АТЦ под хранение стороннего автотранспорта считаются нецелесообразными, если:
-
они удалены на значительное расстояние от жилых и офисных районов;
-
боксы заставлены собственным транспортом;
-
планируется увеличение собственного транспорта;
-
гаражный комплекс низкого качества;
-
наличествует конкурентная среда.
Нецелесообразен такой вариант и в случае, если необходимы большие вложения по переоборудованию гаражного комплекса и улучшению состояния дорожного покрытия.
Однако при наличии развитой инфраструктуры внутри предприятия возможен вариант передачи в аренду или продажи части гаражного комплекса под автосервис всех видов транспортных средств со специализацией, например ремонта грузовых автомобилей, рефрижераторов, спецтехники. Услуги автосервиса выгоднее оказывать собственными силами путем реформирования штата ремонтников под оказание услуг сторонним организациям.
Анализ конкурентной среды
Анализ рынка транспортных услуг проводится в соответствии с местом расположения предприятия и масштабом его деятельности.
Как свидетельствуют результаты исследования, транспортные услуги в основной своей массе оказывают небольшие малые и средние предприятия. Их количество и возможности не удовлетворяют постоянно и повсеместно растущий спрос на услуги перевозок.
Поэтому крупным предприятиям более целесообразно не покупать транспортные услуги на рынке, а самим их оказывать. При этом необходимо в первую очередь учитывать полное удовлетворение собственных потребностей.
Сдача в аренду представляется нецелесообразной для транспортных средств, имеющих высокую частоту использования.
Для выработки ценовой политики необходимо провести сравнительный анализ затрат реформируемого АТЦ и участников рынка и сопоставить их.
При этом средние арендные ставки транспортных компаний на территории расположения предприятия могут существенно отличаться при выезде за ее границы.
Расчет экономической целесообразности
Для принятия решения о целесообразности реформирования необходимо учесть множество объективных и субъективных причин.
В связи с тем что транспортировка является производственным процессом и прямо влияет на себестоимость продукта, от правильности принятия решения зависит благосостояние компании.
В настоящее время для принятия обоснованного решения наряду с количественными факторами экономического развития предприятий необходимо учитывать и рассматривать качественные критерии (см. схему 1).
Качество работы автомобильного транспорта представляет собой совокупность свойств системы, которые обусловливают ее способность удовлетворять потребности организации в транспортном обслуживании при минимальных затратах. Если отразить качество применяемых форм организации транспортного обслуживания в виде целевой функции, то она будет выглядеть следующим образом:
Сэкспл + Спр ё min, где:
Сэкспл — эксплуатационные затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией подвижного состава;
Спр — затраты, связанные с простоями основного производства из-за отсутствия транспорта.
При принятии решения о передаче транспортных функций сторонней организации необходимо руководствоваться определенными правилами выбора поставщика транспортных услуг.
Выбор формы транспортного обслуживания осуществляется с помощью ранжированных систем критериев (см. табл.), который заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков полученного по алгоритму (см. схему 2).
При этом ранг каждого критерия может присваиваться произвольно в зависимости от степени важности того или иного критерия для конкретного предприятия, организации.
Возможные варианты реформирования
Наиболее известны и применимы в современных условиях следующие варианты:
-
оптимизация существующей деятельности;
-
передача услуг на аутсорсинг;
-
передача в аренду;
-
совмещение нескольких вариантов.
Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки (риски).
Оптимизация существующей
деятельности
Преимущества:
-
сокращение уровня расходов на содержание транспортного парка;
-
повышение коэффициента загрузки основных средств;
-
повышение эффективности деятельности АТЦ;
-
рациональное использование имеющихся в наличии транспортных средств;
-
избавление от транспортных единиц, использующихся неэффективно;
-
получение прибыли от продажи автомобилей, принятых к выбытию.
Недостатки (риски):
-
нехватка техники для удовлетворения транспортных потребностей при устранении последствий непредвиденных обстоятельств;
-
отрицательное влияние на имидж компании при сокращении должностей водителей, освободившихся в результате выбытия транспортных средств из состава АТЦ.
Передача услуг на аутсорсинг
Преимущества:
-
повышение прибыльности бизнеса за счет снижения издержек и налоговых отчислений обслуживания бизнес-процесса;
-
возможность сконцентрироваться на основной сфере деятельности;
-
профессиональное выполнение поставленных задач;
-
повышение качества и надежности услуг;
-
улучшение принципов и форм управления процессом и персоналом;
-
укрепление потенциала роста объема оказываемой услуги за счет наработанных аутсорсинг-компанией профессиональных схем и ресурсов;
-
передача ответственности за выполнение отдельных непрофильных функций, получение компенсации за некачественно выполненные работы;
-
установление постоянной стоимости транспортных услуг в течение года.
Недостатки (риски):
-
отсутствие конкурентной среды;
-
скептицизм потенциальных клиентов из-за слабой информированности об этих услугах.
Передача транспортной техники в аренду
Преимущества:
-
транспортные средства остаются в собственности предприятия, служат своеобразной страховкой рисков — при возникновении чрезвычайных обстоятельств собственник всегда сможет воспользоваться транспортной техникой;
-
получение стабильного ежегодного дохода от аренды.
Недостатки (риски):
-
отсутствие спроса на рынке, из-за чего собственник транспортных средств будет нести расходы по содержанию транспортных средств при отсутствии дохода от аренды;
-
увеличение износа арендованной техники, отсутствие контроля за ее использованием.
Разработка процедурных вопросов
При осуществлении реформирования АТЦ очень важно уделить внимание детальной проработке процедурных вопросов и прежде всего следующим:
-
определить порядок привлечения специалистов для проведения работ по оценке эффективности деятельности транспортных средств, продажи услуг сторонним организациям;
-
определить порядок привлечения оценочных фирм и специалистов для проведения работ по оценке транспортных средств, рекомендованных к выбытию из состава АТЦ;
-
указать источники финансирования работ по оценке транспортных средств, реконструкции гаражного комплекса и т.д.;
-
определить порядок и сроки проведения оценки, формы и порядок контроля, обобщения и представления результатов руководству АТЦ;
-
установить конкретный перечень транспортных средств, которые исключаются из состава АТЦ или передаются в аренду, и соответствующие процедуры;
-
установить порядок проведения процесса продажи, передачи в аренду транспортных средств;
-
установить процедуры по усовершенствованию работы АТЦ и перевод ее в информационную систему;
-
установить порядок продаж услуг сторонним организациям.
В процессе проведения реформирования АТЦ по любому из выбранных вариантов, необходимо подготовить следующий комплект документов:
-
Реестр картотеки транспортных средств АТЦ по состоянию на начало года.
-
Положение о начислении заработной платы водителям АТЦ.
-
Нормы обслуживания при осуществлении грузоперевозок.
-
Должностные инструкции: начальника АТЦ, водителей, слесарей по ремонту, диспетчеров.
-
Журнал прибытия и убытия транспортных средств.
-
Журнал пробега транспортных средств.
-
ТТН, путевой лист.
-
Маршруты грузоперевозок за предшествующий год по месяцам.
-
Карты маршрутов.
-
Штатное расписание АТЦ.
Документы по приходованию и списанию материальных ценностей.
Все процедурные вопросы должны быть реализованы в специализированные интегрированные информационно-технологические решения с автоматизацией ежедневных бизнес-процессов и их контролем.
Использование ИТ-решений позволяет достигать значительного и стабильного снижения затрат и оптимизировать транспортные ресурсы (материальные активы) и трудовые, обеспечивая возможность сконцентрироваться на главных задачах, оперативно контролировать мобильные ресурсов компании и целевое использование техники.
Наличие оперативной информации повышает прозрачность деятельности и снижает возникновение нештатных ситуаций, позволяя своевременно предпринимать необходимые действия в случае их возникновения.
Хранение данных о передвижениях и состоянии контролируемых объектов позволяет строить различного рода отчеты, проводить анализ и строить планы и прогнозы на будущие периоды.
Таким образом, принятие решения о реформировании автотранспортного цеха предприятия и выборе его варианта требует тщательного анализа экономической целесообразности каждого из них и проведения ряда административно-организационных мер.