Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 № 110 утверждены Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Указания). Документ зарегистрирован Минюстом РФ 16.06.2008, рег. № 11840, и вступит в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Проанализируем его, обращая внимание на существенные новации и прочие «изюминки».
Обновление продолжается
Совсем недавно Фонд социального страхования утвердил новые Методические указания, устанавливающие порядок проведения выездных проверок, которые уже обсуждались нами (см. «ВПК» № 22 за 2008 г.). Пришел черед и «камералок». Прежние Методические указания относительно «невыездных» проверок, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 № 87, прекратят свое действие при вступлении в силу нового документа.
Можно предположить, что ведомство стремится продемонстрировать свою готовность идти в ногу со временем, «знамением» которого является защита отечественного бизнеса. И опять приходится обращать внимание на то, что Фонд социального страхования принимает документ, затрагивающий права и обязанности страхователей, самостоятельно. Отношения по данному виду страхования вполне сопоставимы по своей значимости с налоговой сферой. Однако порядок проверок налогоплательщиков определен Налоговым кодексом, а страхователи вынуждены подчиняться правилам, устанавливаемым самими чиновниками.
Следствием такого невнимания законодателя явился и явный ляп, перекочевавший из прежнего документа в новый, — положение о том, что порядок проверок зависит от квалификации и опыта сотрудников Фонда. Но об этом чуть позже.
Процедурные вопросы
Из пункта 2 Указаний следует, что камеральная проверка проводится путем проверки представленной страхователями отчетности и иных документов, касающихся начисления и уплаты соответствующих страховых взносов. При этом под отчетностью понимаются расчетная ведомость по средствам ФСС РФ и отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд.
Сроки проведения камеральных проверок остались прежними. Отчетность проверяется 2 месяца, а проверка при выделении страхователям средств осуществляется в течение 10 дней со дня представления документов.
Среди новшеств необходимо отметить нормы процессуального характера.
Так, п. 8 Указаний устанавливает, что страхователь, которому адресовано требование о представлении документов, обязан направить их в отделение ФСС РФ в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования в виде заверенных надлежащим образом копий. Если документы представить невозможно, страхователь должен уведомить об этом с указанием причин и сроков их представления. Руководитель отделения (его заместитель) в течение 2 дней может принять решение о продлении сроков представления документов.
Предусмотрена необходимость составления акта камеральной проверки. Такой акт согласно п. 12 Указаний будет составляться по результатам проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов и расходования средств соцстраха. Формы акта приведены в приложениях № 4 и 5. Этот документ должен быть подписан лицами, проводившими проверку, и проверяемым страхователем (его представителем).
Отметим, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, страхователь вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения данного акта представить в отделение свои письменные возражения, приложив к ним при необходимости соответствующие документы. Он или его представитель могут присутствовать при рассмотрении материалов проверки, по результатам рассмотрения которых составляется протокол по установленной форме.
Могут быть вынесены решения: о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей и об отказе в привлечении к ответственности. Процедура их вынесения и порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов определены разд. IV Указаний.
На кого нарвешься...
А теперь о положении, вызывающем недоумение.
Принятие отчетности и порядок проведения проверки регламентированы разд. II обсуждаемого документа. Приведем одно из предписаний данного раздела.
Согласно п. 8 Указаний конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями (их филиалами) Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников.
Иными словами, если в подразделении ФСС РФ работают квалифицированные специалисты, обеспеченные компьютерами и прочей оргтехникой, то можно рассчитывать, что страхователя не завалят запросами ненужных документов и проверка будет проведена в полном соответствии с законодательством. А когда работники отделения читают только по слогам и имеют на вооружении лишь карандаши — уж не обессудьте! Запаситесь терпением и опытными адвокатами.
По своей сути приведенное положение является универсальной «индульгенцией» для работников Фонда. Написала сотрудница ерунду в акте проверки — ну и что? Она только вчера школу окончила… Нарушен срок проверки? А у нас последний компьютер «полетел»…
Общепризнано, что именно работники и техническое оснащение их рабочего места должны соответствовать служебным задачам. Здесь же все наоборот!
В налоговые органы принимают на работу согласно Приказу ФНС РФ от 06.10.2006 № САЭ-3-15/659/@ «О квалификационных требованиях к должностям федеральной государственной гражданской службы Федеральной налоговой службы». Мы попытались найти документ аналогичного характера, действующий в системе Фонда. Нам это не удалось. Зато было обнаружено Письмо ФСС РФ от 11.07.2005 № 18/07-6203 с обзором судебных решений по обязательному социальному страхованию, в котором было описано дело о сокращении работницы отделения Фонда. Эта сотрудница была в подразделении единственной, кто имел высшее образование по специальности бухгалтер и большой опыт работы. Тем не менее именно она и оказалась за бортом. Поскольку все формальности были соблюдены, суд не нашел оснований для ее восстановления на работе. Видимо, ФСС РФ включил данное дело в обзор в назидание слишком умным…
Единственный документ Фонда, упоминающий обязанности сотрудников, — это Положение о порядке оплаты и стимулировании труда работников региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденное Приказом ФСС РФ от 06.05.2006 № 105. Согласно п. 1.1 данного Положения в случае необходимости по отдельным должностям в штатных расписаниях допускается расшифровка их функциональных обязанностей.
Наверное, руководство Фонда повседневную работу своих сотрудников считает страшной тайной.
Затронутая нами проблема немаловажна. Ведь речь идет о факторах, явно не способствующих созданию условий «наибольшего благоприятствования» для развития российской экономики. Не следует ли Фонду социального страхования исключить приведенное положение из Указаний и озаботиться надлежащим уровнем квалификации своих сотрудников?