Президиум Правительства одобрил федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы». Ее целью является создание условий для эффективного воспроизводства научных и педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.
По словам главы Кабинета министров Владимира Путина, федеральная программа неоднократно обсуждалась в различных форматах, в том числе в рамках президентского Совета по науке, образованию и технологиям. В результате были определены основные проблемы, которые этот документ должен решить.
Во-первых, он обеспечит целевое финансирование научных исследований, проводимых коллективами молодых ученых. Поддержку будут получать более 2,5 тыс. проектов ежегодно.
Во-вторых, дополнительные средства пойдут на проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций, олимпиад, конкурсов. Планируется восстановить систему поддержки научно-технического творчества молодежи, создать целую сеть новых центров, секций, кружков и т.д.
В-третьих, предусматривается дальнейшая закупка уникального научного оборудования в российские вузы, которое может использоваться как в образовательных целях, так и для проведения исследований.
В-четвертых, предполагается строительство общежитий и гостевых домов в крупнейших российских вузах. Это позволит студентам и молодым исследователям принимать участие в научных проектах под руководством ведущих российских ученых. А вузам — приглашать на работу известных отечественных и зарубежных профессоров.
Президиум Правительства также обсудил проект закона, регулирующего статус федеральных университетов. От традиционных вузов они будут отличаться особой моделью управления и системой финансирования. Вокруг них должна сформироваться сеть технопарков, венчурных производств.
Но главное — во многом иначе будет организован сам образовательный процесс. Федеральные университеты получат право вести обучение на основе новых стандартов профессионального образования, более того, они смогут их самостоятельно разрабатывать.
При этом должен быть обеспечен строгий контроль качества обучения, в том числе применяться процедуры независимых рейтингов. Задавая высокую планку качества, нужно ориентироваться на самые передовые образовательные центры мира.