Организация является автотранспортным предприятием и в соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проводит для собственных нужд предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры своих водителей. Обязана ли она в данном случае оформить лицензию на право заниматься данным видом медицинской деятельности, при том что не собирается оказывать такие услуги сторонним организациям, или же достаточно принять на работу медицинского работника, имеющего соответствующий документ об образовании и о прохождении обучения?
Сергей Иванов, Соликамск
Медицинская деятельность согласно подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отнесена к лицензируемой.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, «медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые)» отнесены к услугам медицинской деятельности, подлежащие лицензированию.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Ни Закон, ни Положение не содержат прямого ответа на вопрос о необходимости получать автотранспортной организацией, проводящей медосмотры своих водителей, лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Единственным документом ненормативного характера, указывающим на возможность привлечения сертифицированного медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, является Письмо Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведены Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (далее — Методические рекомендации), утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России. Указанный документ подробно описывает порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и требования к их проведению. Указанный порядок не отменен.
В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинскими работниками организаций или медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
В соответствии с Методическими рекомендациями предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Подпунктом 1.4 п. 1 Типового положения установлено, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, или медицинским учреждением, имеющим лицензию.
Учитывая изложенное, автотранспортной организации достаточно принять на работу в штат медицинского работника, прошедшего специальное обучение и имеющего соответствующий сертификат (согласно номенклатуре «Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств»), который вправе осуществлять предрейсовые медицинские осмотры. В таком случае автотранспортной организации не требуется получать лицензию на медицинскую деятельность.
Указанной позиции придерживаются суды. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 по делу № А12-2901/07 суд отказал в привлечении автотранспортной организации к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (за осуществление медицинской деятельности без лицензии). Спор возник в 2007 г. Организация не являлась учреждением здравоохранения, и ее основной деятельностью было осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а предрейсовые осмотры водителей проводились ее штатным сотрудником (фельдшером), который имел соответствующий сертификат. Суд, отказывая территориальному управлению Росздравнадзора в привлечении организации к ответственности, в своем решении сослался на п. 1.2, 1.4 Методических рекомендаций. В своем решении суд отметил, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.