Хотели как лучше… («Ваш партнер-консультант», № 25, 2008 г.)

| статьи | печать

Раньше мы уже информировали о новом Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359)*. Документ призван облегчить жизнь малому и среднему бизнесу. Но облегчит ли в ныне существующем виде? «Qui tacet, consentit» в переводе с латинского означает «Тот, кто молчит, соглашается». В данном случае молчать не можем…

Идея освободить организации, оказывающие услуги населению, от необходимости использования при расчетах контрольно-кассовой техники витала во властных коридорах уже давно. Особенно в отношении плательщиков ЕНВД. В самом деле, зачем их обременять лишними расходами на содержание ККТ? Все равно сумма уплачиваемого ими налога не зависит от суммы полученной выручки.

Реализовать идею освобождения можно было по-разному, например, через внесение дополнений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» или через отдельный закон. К сожалению, пошли по самому легкому пути – издали Постановление Правительства. С первого взгляда получилось «круто» и в духе президентской борьбы с бюрократической волокитой…

 

БСО «сделай сам»

Что же в первую очередь отличает новое Положение от старого, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171? Демократичность.

Раньше можно было применять только формы бланков строгой отчетности (далее – БСО), утвержденные Минфином России. Причем это ведомство не всегда спешило рассматривать обращения заинтересованных госорганов и объединений предпринимателей. И имело право вообще не утвердить какую-либо новую форму. Или ограничить ее применение относительно небольшим сроком действия.

Теперь же по общему правилу организации и предприниматели, оказывающие услуги населению за наличный расчет, вправе самостоятельно разработать и утвердить для себя форму БСО. Отметим, что прямо этот вывод в Положении не прописан. Об этом можно догадаться только после кропотливого изучения всего документа.

Итак, применять БСО и не применять ККТ теперь можно в отношении всех видов услуг, предусмотренных Общероссийским классификатором услуг населению (утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163).

Главное – соблюсти необходимые требования к содержанию бланка. Большинство реквизитов остались прежние: наименование документа, его шестизначный номер и серия; наименование организации или фамилия, имя, отчество предпринимателя; ИНН; вид услуги, ее стоимость и размер платежа наличными и (или) платежной картой; дата осуществления расчета и составления документа; данные ответственного лица и его подпись; печать.

Из обязательных реквизитов исключили статистические коды, гриф «Утверждено…», но включили организационно-правовую форму и фактический адрес организации. Кроме того, организация или предприниматель, создавая свою форму БСО, вправе добавить иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги.

Помимо традиционного типографского способа изготовления, новое Положение предусматривает формирование БСО при помощи неких «автоматизированных систем». В документе не поясняется, что это такое, но все равно замечательно. Так сказать, прорыв в высокотехнологичное завтра. Хотя требования к подобным системам установлены уже сегодня: защита от несанкционированного доступа; сохранение уникального номера и серии при заполнении и выпуске бланка документа; способность идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет; возможность предоставления информации по требованию налоговых органов.

 

Нет правила без исключения…

Nulla regula est. Если не слишком искушенный в юриспруденции предприниматель заглянет в новое Положение, он может вообще не понять что к чему. Ведь в документе прямо не объявляется, что вот есть услуги, по которым вы можете сами разработать бланки, а есть такие услуги, по которым вы не имеете права этого делать.

А ведь дело обстоит именно так. В новом Положении во многих нормах в качестве исключения из правила ссылаются на п. 5 и 6. Согласно п. 7 Положения «формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с пунктами 5 и 6, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены».

Пункт 5 гласит: «В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Переведем на понятный язык. Уже есть или в любое время могут быть приняты такие законы, согласно которым некий определенный орган власти уполномочен утверждать формы БСО для неких определенных видов услуг населению. Соответственно, если организация или предприниматель оказывают именно такие услуги, то они не имеют права применять свои формы БСО, а должны использовать только формы, утвержденные этим неким федеральным органом исполнительной власти.

Но все-таки в отношении каких видов услуг действует данное исключение? Положение посылает предпринимателей глобально – к законодательству Российской Федерации. Напомним, что последнее состоит из порядка 3 тысяч федеральных законов. Будьте любезны, проследите их все во взаимосвязи с учетом изменений, дополнений, сроков вступления в силу…

Постараемся немного облегчить задачу. Из п. 6 Положения понятно, что не могут самостоятельно разрабатывать БСО учреждения культуры, а также организации физкультуры и спорта в отношении спортивно-зрелищных мероприятий. Можно предположить, что утверждать такие бланки должны соответственно Минкультуры и

 

Минспорт-туризм.

Также всем известным уполномоченным федеральным органом является Минтранс. Он утверждает формы проездных документов (билетов и багажных квитанций). Из Письма Минфина России от 01.06.2007 № 03-01-15/5-161 следует, что первоначально проект изменений старого Положения предусматривал прямую передачу полномочий по утверждению форм и реквизитов квитанций, билетов, проездных и других БСО на транспорте Минтрансу России.

Но в новом Положении решили обойтись без «излишней» конкретики.

 

Несколько слов о сроках

Исключения из правила можно найти не только в тексте самого нового Положения, но и в утвердившем его Постановлении Правительства РФ № 359.

С 21 мая старое Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, не применяется.

Однако формы БСО, утвержденные в соответствии с этим старым Положением (с 11 апреля 2005 г. по 20 мая 2008 г.), должны применяться. Это Квитанция на уплату услуг газификации и газоснабжения; Квитанция на оплату ветеринарных услуг; Квитанция на получение страховой премии (взноса) (№ А-7); Залоговый билет и Сохранная квитанция для ломбардов; «Квитанция» формы № 10 для бюджетных учреждений; Туристская путевка. Поскольку срок использования этих форм не был установлен, они должны использоваться вплоть до их упразднения Минфином России.

Теперь что касается форм БСО, утвержденных до вступления в силу старого Положения. Они условно делятся на две группы: первая – по услугам, бланки для которых вправе самостоятельно делать организации и предприниматели; вторая – по услугам, бланки для которых утверждаются уполномоченным органом власти (см. выше).

Бланки первой группы могут применяться только до 1 декабря 2008 г. С 1 декабря должны применяться формы, соответствующие новому Положению. Новые формы в принципе вы можете разработать на основании старых форм, внеся в них недостающие реквизиты и убрав потерявшие актуальность реквизиты.

Бланки второй группы должны применяться вплоть до утверждения аналогичной формы соответствующим федеральным органом, уполномоченным законом утверждать формы БСО.

 

Минфин теперь ни при чем

Раньше это ведомство следило за соответствием разработанных форм БСО федеральному законодательству. С принятием нового Положения Минфин России весьма изящно избавился от еще одной обременительной ответственности. Но в самом Минфине это называется устранением еще одного административного барьера для предпринимательской деятельности.

С одной стороны, организации и предприниматели получили право не применять ККТ при оказании любых услуг населению. С другой — они теперь вынуждены постоянно «держать руку на пульсе» и «шерстить» новые законы. Не появился ли такой федеральный орган, который должен утверждать формы БСО в отношении оказываемых ими услуг? А может, эти формы уже утверждены?

Расплывчатые формулировки нового Положения неминуемо приведут к судебным спорам. Например, в качестве «автоматизированной системы», по нашему мнению, может применяться хорошая бухгалтерская программа. Однако исходя из слов разработчиков документа это должен быть специализированный технический комплекс, подвергаемый технической экспертизе. Но чем такая система принципиально будет отличаться от той же самой контрольно-кассовой техники? Не понятно.

Согласно п. 4 Положения «изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе… если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов». Следовательно, «предприниматель дядя Вася» должен следить не только за законами, но и за некими нормативными правовыми актами. Не слишком ли много?

Зачем взваливать на плечи малого бизнеса такую непосильную ношу? Ведь для предпринимателя это может обернуться излишней платой юридическим фирмам или взятками проверяющим, а для его клиентов – непризнанием расходов в целях налогообложения.

Складывается впечатление, что документ был написан в авральном порядке...

 

Что делать?

Оптимальным выходом было бы принятие федерального закона, в котором четко было бы прописано, по каким видам услуг необходимо применять БСО, утвержденные уполномоченными федеральными органами. Согласитесь, что отследить изменения в одном законе значительно легче, чем в тысячах.

Соответственно в новом Положении необходимо четко разделить услуги населению на 2 вида и сослаться на вышеупомянутый закон, а не на все российские нормативные правовые акты. Также желательно все-таки объяснить людям, что же такое автоматизированная система, с конкретной ссылкой на уже имеющиеся или подлежащие принятию нормативные акты.

 

*См. «Бухгалтерское приложение» № 19, 2008 г.