Номинально рубль уже в самое ближайшее время может стать региональной резервной валютой. Проблема в том, что для реализации этой идеи одной политической воли высшего руководства страны будет явно недостаточно.
«Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля в одну из ведущих региональных резервных валют — вот ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность нашей финансовой системы», — заявил недавно Президент страны Дмитрий Медведев на XII Петербургском международном экономическом форуме, добавив при этом, что «соответствующий план действий будет принят уже в самое ближайшее время».
Жизнеутверждающий оптимизм нового Президента насчет «резервного рубля» был тотчас подхвачен всевозможными «специалистами» финансового рынка, принявшимися наперебой смаковать радужные перспективы России как крупнейшего эмиссионного центра для мировых валютных резервов.
Действительно, сегодня рубль технически обладает всеми необходимыми параметрами, для того чтобы войти в мировые резервы иноземных центро-банков:
-
имеет соответствующий цифровой и буквенный код по мировому стандарту ISO;
-
не имеет законодательных ограничений по свободному обращению;
-
графическое изображение рубля тоже почти решенный вопрос. Банк России может представить символ национальной валюты довольно оперативно. Напомним о том, что закон о подобных полномочиях Центробанка был подписан еще в июне 2006 г.;
-
для учета российского рубля в соответствующей строке базы данных МВФ также не требуется больших временных и материальных затрат.
Во всяком случае при наличии политической воли нашего руководства (а в серьезности намерений главы страны сомневаться не приходится) рубль уже в текущем году номинально может стать региональной резервной валютой.
Проблема в том, что реально сделать рубль резервной валютой, применяя исключительно командно-административные меры, просто невозможно! Существенными и, возможно, пока неразрешимыми препятствиями в данном случае являются качественные характеристики рубля по сравнению с другими резервными валютами, репутация которых, что называется, проверена временем и рынком. Вспомним «нетленку» Роберта Бернса:
Король лакея своего
Назначит генералом,
Но он не сможет никого
Назначить честным малым.
Действительно, «честным малым» рубль сегодня можно назвать с очень большой натяжкой. Российская экономика еще очень сильно зависит от экспорта сырья, инфляция в стране слишком высока, а рыночные механизмы сегодня достаточно слабы.
Правда, никто не называет рубль деревянным и не сравнивает его с «гадким утенком», что уже можно рассматривать как немалое достижение. Более того, рубль в настоящее время уверенно входит в число наиболее привлекательных для инвестиций валют. Активы, номинированные в российской валюте, имеют крупнейшие мировые негосударственные фонды. Однако пока объем операций с рублем за пределами родины достаточно скромен, а сам спрос на рубли носит ярко выраженный локальный и к тому же спекулятивный характер. В частности, в последнее время под влиянием конъюнктуры на рынке FOREX среди мировых финансистов появилось немало желающих сыграть в «растущий рубль» (см. материал на стр. 5). С учетом того что международный финансовый кризис еще далек от завершения, большие рублевые активы в иностранных резервах в среднесрочной перспективе могут стать отягчающим фактором для российской экономики. Нетрудно догадаться, что в случае чего «под раздачу» попадут именно спекулятивные рубли, которые в несколько раз усилят и без того немалую инфляцию в стране.
Тем не менее у рубля очень большие шансы на то, чтобы стать локальной резервной валютой на пространстве СНГ, в странах Балтии и в Восточной Европе. Аналогичного мнения придерживается первый вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, заявивший недавно, что рубль уже отчасти выполняет функцию резервной валюты на пространстве СНГ. На встрече министров финансов стран «Большой восьмерки» он объявил, что российский рубль может стать полноценной региональной резервной валютой только через 5 лет. Напомним, что немногим ранее первый вице-премьер говорил, что для превращения в резервную региональную валюту рублю нужно полтора года.
Что же, подобная переоценка возможностей попадания рубля в список резервных валют выглядит вполне даже реалистичной. Во всяком случае у властей страны еще есть время для того, чтобы придать рублю «должный товарный вид».
Пока что России все же придется не только считаться с доминированием доллара США и евро в мировых валютных резервах (соответствующие доли 64 и 26%), но и с тревогой наблюдать за усилением позиций китайского юаня. Кстати, у китайской валюты сегодня гораздо больше шансов на попадание в «Топ-5» мировых резервных валют, причем без особых пропагандистских усилий со стороны руководства Поднебесной.
Как пошутил на том же Петербургском экономическом форуме глава Сбербанка Герман Греф, отвечая на вопрос о возможной рублевой экспансии в Европу: «Очень много шансов на то, что мы вместе с Европой скоро будем использовать юань». К большому сожалению, в этой шутке велика доля истины…