В Госдуме рассматривается Технический регламент о требованиях пожарной безопасности1 (в части установления общих требований пожарной безопасности к обеспечению безопасности людей, зданий, сооружений и окружающей среды). Законопроект подготовлен уже к третьему чтению.
Регламент устанавливает общие требования к обеспечению пожарной безопасности во всех областях — от утилизации ядерных отходов до проектирования поселений,— а также требования к продукции, зданиям и сооружениям, промышленным объектам и т.п.
Перспективы технического регулирования
В соответствии со ст. 4 Закона о техническом регулировании2 все обязательные требования по безопасности продукции и процессов могут быть установлены только специальным документом — техническим регламентом, который является федеральным законом либо принимается постановлением Правительства. Требования, изложенные в других нормативных документах, должны носить только рекомендательный характер3.
Соответственно основополагающим документом обеспечения пожарной безопасности и должен стать Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Тем более что с вступлением в силу нового Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) нормы, существовавшие ранее в области пожарной безопасности, не могут гарантировать безопасность строящихся домов. В п. 3 ст. 4 Регламента к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены: стандарты, нормы, правила, инструкции, технические условия и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Новый Регламент примечателен еще и тем, что это первый технический регламент в стране, который прошел общественные слушания и все необходимые подготовительные этапы.
Главная цель Регламента — обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Положения настоящего Технического регламента обязательны для исполнения при выполнении следующих работ:
-
проектировании (конструировании), строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации (применении) и утилизации объектов защиты;
-
разработке, принятии, применении и исполнении специальных технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, и нормативных документов по пожарной безопасности;
-
разработке технической документации на объекты защиты.
Регламент определяет также права и обязанности участников регулируемых отношений.
Риски в пожарной безопасности
Положения Регламента будут действовать только в отношении тех объектов, которые построены после его вступления в силу (п. 4 ст. 4 Регламента). Исключение составляют ситуации, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений связана с риском причинения вреда жизни или здоровью людей. В таких случаях собственник объекта или владелец объекта должен принять решение о его реконструкции или ремонте.
Согласно ст. 5 Регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, включающую в себя:
-
систему предотвращения пожара;
-
систему противопожарной защиты;
-
комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если (п. 1 ст. 6):
-
в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
-
пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Причем при выполнении обязательных норм и требований пожарной безопасности расчета пожарного риска не требуется (п. 3 ст. 6).
Все отступления от требований пожарной безопасности должны быть согласованы в порядке, установленном Роспожнадзором (п. 5 ст. 5).
Порядок осуществления систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты предусмотрен соответственно гл. 13 и 14. В частности, детально регламентированы: способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, пути эвакуации людей при пожаре, системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, первичные меры пожарной безопасности и т.д.
Требования пожарной безопасности рассмотрены в Регламенте по максимально широкому спектру объектов, в том числе при градостроительной деятельности, к продукции общего назначения и т.д. (гл. 15—33).
Главы 2—12 Регламента целиком посвящены проблемам классификации пожаров и других пожароопасных факторов.
Огнеборцы против коррупции
В качестве одной из главных задач Регламента разработчики подразумевали избавление от коррупции в пожарно-надзорной деятельности. Об этом, в частности, заявлял и министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу.
Речь идет о создании совершенно новых механизмов контроля и надзора за противопожарной безопасностью.
Во-первых, Регламент серьезно сокращает количество предъявляемых организациям требований по пожарной безопасности, т.к. все основные требования сконцентрированы в едином документе, а не распылены в многочисленных ведомственных актах, как сейчас.
Во-вторых, создание независимых экспертных органов, в том числе негосударственных, которые лишат пожарных инспекторов разрешительных функций. Сам порядок независимой оценки пожарного риска устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 144 Регламента).
В-третьих, качественное изменение роли владельцев объектов в процедурах контроля. Именно владельцы должны по новым правилам рассчитывать параметры безопасности и отвечать за безопасность объектов, сооружений и людей, работающих на этих объектах. А при нарушении правил безопасности, гибели людей и разрушении объектов собственники будут отвечать по Уголовному кодексу (в который должны быть внесены соответствующие изменения).
Иначе говоря, суть нововведения заключена в следующем: владелец объекта сможет сам выбирать подходящий ему вариант противопожарной защиты объекта, равно как и решать, кому проверять его на безопасность — госинспектору или частнику. Но при этом предприниматель, выбирая частный аудит, несет уголовную ответственность за жизни людей.
Тем более что выбор у него обширный.
Согласно ст. 144 Регламента оценка соответствия объектов, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации установленным требованиям пожарной безопасности проводится в формах:
-
аккредитации;
-
независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
-
государственного пожарного надзора;
-
декларирования пожарной безопасности;
-
исследований (испытаний);
-
подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
-
приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции);
-
приемки и ввода в эксплуатацию систем пожарной безопасности;
-
производственного контроля;
-
экспертизы.
Сам себе инспектор
Сегодня инспектор пожарного надзора может прийти в любое помещение, и в случае, если необходимые требования не выполняются, он может оштрафовать хозяина объекта или вообще закрыть его. По смыслу норм Регламента собственник объекта сам принимает решение, к примеру ставить ему сигнализацию или систему пожаротушения или нет, и сам отвечает за сохранность своего имущества (ст. 144 Регламента).
Одновременно собственников — юридических лиц и предпринимателей обяжут4 подавать декларацию о пожарной безопасности их объектов (за исключением пожарно-технической продукции и продукции общего назначения). Это одно из требований нового технического регламента (п. 5, 8 ст. 6, п. 11 ст. 146 Регламента).
Требования к декларации пожарной безопасности установлены ст. 64 Регламента.
В случае если собственник или иной законный обладатель объекта выполняют требования нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.
Действие декларации о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается на срок не более 5 лет (п. 12 ст. 146).
Собственник5 объекта защиты или иной владелец объекта, разработавший декларацию пожарной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 64).
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Регламента, декларация пожарной безопасности разрабатывается в течение 1 года после дня его вступления в силу (п. 7 ст. 64).
По желанию заявителя подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности путем декларирования может быть заменено обязательной сертификацией (п. 10 ст. 146).
Сертификация
Согласно п. 6 ч. 1 Регламента для подтверждения соответствия объектов (продукции) требованиям пожарной безопасности предусмотрен добровольный и обязательный порядок (ст. 145 Регламента).
Обязательное подтверждение осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.
Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат продукция общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым установлены законодательством.
Декларирование соответствия осуществляется изготовителем (продавцом). В случае отсутствия на территории Российской Федерации юридического лица, выполняющего функции иностранного изготовителя (продавца), подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме обязательной сертификации.
Продукция, соответствие требованиям пожарной безопасности которой подтверждено в установленном порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке проставляется на продукции и (или) на ее упаковке (таре), а также в сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.
Если к продукции предъявляются требования различных технических регламентов, то знак обращения на рынке проставляется только после подтверждения соответствия этой продукции требованиям федеральных законов о технических регламентах.
Подтверждение соответствия с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ. Требования к аккредитации установлены ст. 148 Регламента.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Ответственность
При нарушении правил безопасности, гибели людей и разрушении объектов собственники будут отвечать по Уголовному кодексу.
В МЧС РФ также готовят предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в учреждениях с массовым пребыванием людей.
1 Далее — Регламент.
2 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3 В этом состоит отличие от опыта других стран, где под стандартами понимаются документы, принимаемые различными организациями. Например, требования пожарной безопасности в Германии устанавливаются государственными стандартами DIN или стандартами страховых обществ VdS, и их выполнение является обязательным. Во многих странах используется понятие «кодексы устоявшейся практики», под которое вполне могли бы попасть ныне действующие нормативы пожарной безопасности и СНиПы.
4 Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более 3 этажей (п. 5 ст. 64).
5 Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты утверждается руководителем проектной организации.