Многие компании, ныне работающие в жилищно-коммунальном хозяйстве, ждет банкротство.
В настоящее время в Северной столице 91% домов определился со способом управления, сообщил на «круглом столе» в агентстве Бизнес-новостей начальник управления жилищного комитета правительства Денис Шабуров. По его словам, 14% жилфонда управляется строительными кооперативами, 25 — товариществами собственников жилья, 61% — управляющими компаниями. Два многоквартирных дома — один во Фрунзенском, другой в Красногвардейском районе — выбрали непосредственный способ управления. Сейчас в городе работает 41 предприятие жилкомсервиса и 48 частных управляющих компаний. Основными проблемами организаций, осуществляющих управленческие функции, останутся взаимоотношения с предприятиями-монополистами, нехватка квалифицированных кадров и высокие тарифы.
С тем, что проблемы в ЖКХ после того, как все дома определятся со способом управления, не исчезнут, согласен и председатель совета директоров ОАО «Сити-сервис» Олег Вихтюк. «Частным УК сложно конкурировать на этом рынке, поскольку государственные организации занимают доминирующее положение даже после отмены монополии на обслуживание жилфонда», — уверен он. И констатирует: «Сейчас 80% от той суммы, которую оплачивает собственник жилья, «забирает» вода и тепло. Оставшихся денег не хватает на нормальное и постоянное обслуживание дома, нет средств и на зарплату персонала».
С ним согласился председатель совета ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. Правда, эксперт считает, что тарифы в ЖКХ должны быть повышены как минимум в 3 раза. Однако федеральным законодательством установлено ограничение их роста — тариф может быть увеличен не более чем на величину тарифного индекса, который по Петербургу сегодня составляет примерно 15%. «Такое повышение тарифной ставки ситуацию не изменит», — уверен Е. Пургин.
Председатель ассоциации ТСЖ, ЖК и ЖСК Марина Акимова убеждена: «Если сейчас поднять тарифы, то люди просто не будут платить. Поэтому без компенсаций из городского бюджета ЖКХ не обойтись».
Гендиректор ООО «Охта-сервис» Наталья Гарбуль остановилась на проблеме обслуживания придомовых территорий. «На деле получается так, что содержать территорию жителям небольшого дома значительно сложнее, а платить приходится больше. При этом любое, даже незначительное, повышение тарифов вызывает протесты. Сегодня крайне необходимы хотя бы рекомендации по оплате за содержание жилого фонда», — сетует она.
Генеральный директор УК «Альбатрос» Вениамин Вакулин также считает, что городская тарифная политика в этой отрасли не позволяет управляющим компаниям работать эффективно. «Есть 2 способа выйти из этой ситуации: либо город устанавливает жесткие тарифы на обслуживание, либо цены отдадут на откуп управляющим компаниям», — говорит он. С этим согласен и главный инженер ООО «Квартира Люкс Сервис» Вадим Ушаков: «Если мы хотим развиваться, при оплате услуг нужны рыночные механизмы». Пока даже собственник элитного жилья не хочет платить за качественное содержание дома. При выборе управляющей компании основополагающим фактором также оказывается цена, а не качество.
Интересна точка зрения на проблему платежей в ЖКХ исполнительного директора ЗАО «Теплоучет» Александра Мамонтова. Он считает, что установка учетных узлов позволяет сэкономить до 30% средств. Однако, по его словам, сегодня менее 20% всех домов Петербурга оснащены такими приборами. Главная причина непопулярности у населения счетчиков заключена в сложности согласовательных процедур. «На это сегодня уходит около 3 месяцев, кому нужны эти хождения по коридорам?» — заметил он.
Еще одна проблема на петербургском рынке ЖКХ — нехватка квалифицированных кадров. Так, по мнению Н. Гарбуль, на нем должны остаться только серьезные компании, имеющие опыт работы и подготовленные кадры. «Малый бизнес, небольшие управляющие компании и ТСЖ не могут осуществлять управление домом и его обслуживание на хорошем уровне», — считает она.
«Реформа ЖКХ зашла в тупик. Если в ближайшее время не будет принято радикальных мер, нынешняя система управления рухнет через пару лет» — с таким выводом были солидарны все участники «круглого стола».