«Марочная» регламентация

| статьи | печать

В конце мая Минюст России зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 04.05.2008 № 50н, которым был утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее — Регламент). Давайте обсудим этот документ и связанные с ним вопросы.

Бахус под контролем

Относиться к алкоголю можно по-разному. Очевидно одно: производство и реализация «зеленого змия» — очень доходные занятия. Именно поэтому власти предержащие во всем мире если и не устанавливают свою монополию в этих сферах деятельности, то жестко их контролируют, стремясь при этом пополнить казну. В России до алкогольной монополии пока дело не дошло, хотя такая возможность и предусмотрена ст. 4 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон).

Использование федеральных специальных марок является одним из средств осуществления государством контроля над вышеуказанными сферами. Из ст. 12 Закона следует, что такие марки наряду с акцизными признаются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории России алкогольной продукции, налоговый контроль, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации сведений о реализуемой на территории РФ данной продукции в указанной информационной системе.

Выдача федеральных специальных марок (далее — марки) для маркировки алкогольной продукции — одно из полномочий ФНС России, что следует из Положения об этом ведомстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.

 

От А до Я

В настоящее время действует Порядок приобретения федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.01.2006 № 9н (далее — Порядок). Регламент, являясь прежде всего документом для «внутреннего пользования», не дублирует положения Порядка. Определяя механизм выдачи марок, он устанавливает, в частности:

  • сроки и последовательность административных процедур и действий ФНС России;
  • порядок взаимодействия между структурными подразделениями налогового ведомства и должностными лицами;
  • взаимодействие ФНС России с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Хотя многостраничный Регламент и предназначен для чиновников, этот документ, безусловно, представляет интерес для тех, кому марки необходимы для осуществления своей деятельности.

Следует отметить стремление финансового ведомства к установлению прозрачности, о необходимости которой так много говорилось на самом высоком уровне.

Так, Регламент предусматривает, что информация о выдаче марок предоставляется непосредственно в помещениях инспекций с использованием стендов, а также по телефону, электронной почте, телефону-автоинформатору, посредством ее размещения на сайте налогового ведомства, публикации в СМИ, издания информационных материалов. При этом установлен следующий обязательный минимум информации, размещенной на стенде:

  • полный почтовый адрес территориального налогового органа;
  • адреса сайтов ФНС России и ее подразделений;
  • номера телефона-автоинформатора и справочного телефона налогового органа, ответственного за выдачу марок;
  • график работы соответствующего подразделения;
  • номера кабинетов, ФИО и должности ответственных лиц;
  • выдержки из нормативных актов;
  • перечни документов, необходимых для выдачи марок;
  • образцы оформления документов и требования к ним.

А на сайте самого финансового ведомства должны также указываться:

  • полные наименования и почтовые адреса территориальных налоговых органов;
  • текст Регламента с приложениями;
  • краткое описание процедуры выдачи марок.

Предоставление сведений по телефону-информатору предписано осуществлять круглосуточно.

 

Хамить и волынить воспрещается!

Обратим внимание на интересную деталь, также свидетельствующую о «веяниях времени». Пункт 13 Регламента устанавливает, что во время разговора по телефону специалист налогового органа должен произносить слова четко, избегать «параллельных разговоров» с окружающими людьми и не прерывать беседы по причине поступления звонка на другой аппарат. При этом «проситель» может рассчитывать на 10 минут разговора.

Хотелось бы ожидать от чиновников соблюдения этого правила и при исполнении ими других функций, возложенных на налоговые органы!

Регламент определяет, что срок выдачи марок не может превышать 25 рабочих дней со дня представления заявителем необходимых документов, из которых 19 дней отводится на изготовление марок. При этом максимальный срок рассмотрения документов — 3 рабочих дня. При поступлении марок от организации-изготовителя они должны быть выданы заявителю в трехдневный срок.

В обсуждаемом документе подчеркивается, что оснований для отказа в выдаче марок законодательством не предусмотрено. Заявителю могут быть возвращены документы, представленные им, без рассмотрения только в определенных Регламентом случаях исходя из предписаний правовых актов.

В пункте 70 Регламента оговаривается, что специалист, ответственный за рассмотрение документов, несет персональную ответственность за соблюдение сроков, порядка их рассмотрения и направления принятого к исполнению заявления о выдаче марок организации-изготовителю, о также за осуществление контроля за использованием выданных марок в срок, указанный в обязательстве, и за уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных марок.

Порядок досудебного обжалования действия (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения в отношении выдачи марок определен разделом V Регламента. В частности, установлено, что основанием для начала данной процедуры является поступление жалобы в ФНС России или Минфин РФ лично от заявителя (его представителя) или по почте. При этом личный прием должностными лицами налогового ведомства и его территориальными органами проводится в установленные для приема дни и время согласно предоставляемой информации.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации.

В исключительных случаях, а также при направлении запроса другим госорганам и органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения дополнительных документов и материалов руководитель ФНС России или иное уполномоченное на то должностное лицо вправе удвоить указанный срок, уведомив об этом заявителя.

Последнее из приведенных положений вызывает недоумение из-за своей неопределенности. В данном случае следовало бы четко установить признаки дополнительных «бумаг», на истребование которых может не хватить одного месяца.

К Регламенту прилагаются, в частности: сведения о местонахождении, контактных телефонах, Интернет-адресе ФНС России и территориальных налоговых органов, выдающих марки, а также образцы заявления, обязательства об использовании марок в соответствии с их назначением и расчета суммы обеспечения исполнения такого обязательства.

Обсуждаемый документ вступит в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.