Цены на глобальном рынке продуктов питания устремились вверх за углеводородами, что вместе с увеличением бюджетного финансирования дает хороший шанс отечественным производителям сельхозпродукции. Сейчас главное — закрепить наметившийся успех.
Только за прошлый год мировой индекс продовольственных цен, по данным ФАО (Всемирная продовольственная организация ООН), вырос на 40%. Причем по многим позициям были поставлены абсолютные исторические рекорды.
Так, цены на пшеницу поднялись более чем вдвое, достигнув 460 долл. за тонну. Стоимость риса с начала нынешнего года подскочила в 2,5 раза — до 760 долл. за тонну.
Большинство экспертов предрекают сохранение тенденции роста цен на продовольствие и в долгосрочной перспективе. Поэтому странам, сделавшим ставку на дешевый импорт, сегодня приходится расплачиваться за свои решения, иногда ценой социальных потрясений.
В этих условиях еще острее встает вопрос обеспечения стабильности на нашем внутреннем рынке продовольствия, основанного на ускоренном развитии отечественного производства. А все предпосылки для этого есть.
Население России составляет лишь 2% от численности жителей планеты, при этом наша страна обладает огромными сельскохозяйственными ресурсами. У нас сосредоточены 9% мировой продуктивной пашни, 20% запасов пресной воды, 9% производства минеральных удобрений.
Полноценное использование этого потенциала дает нашему государству шанс не только обеспечить собственное население продовольствием, но и усилить свои позиции на мировом рынке зерна, а в перспективе стать экспортером отдельных видов животноводческой продукции.
Жизнь, кажется, налаживается
За последние 9 лет объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 40%. Такие цифры, безусловно, радуют, но не стоит забывать, что мы сами же в результате безграмотных реформ сократили размер выпуска аграрной продукции к 1998 г. на 46% по сравнению с уровнем 1990 г. А по животноводству потери, вызванные ошибками системы государственного управления, за этот период составили 51,5%. Вот сейчас и восстанавливаем свой прежний уровень (см. график 1).
Индекс производства продукции сельского хозяйства за январь — март нынешнего года составил 104,5%, что на 1 процентный пункт выше, чем в прошлом году — 103,4% (см. диагр. 1).
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства расширяется финансирование отрасли из федерального бюджета. В текущем году производителям сельхозпродукции уже перечислены субсидии в размере 17 млрд руб., то есть 40% годового лимита.
Одновременно выросли до 58 млрд руб. размеры новых субсидированных кредитов, из которых 11 млрд составили инвестиционные займы. Немалая доля кредитного финансирования досталась малым агропредприятиям — 16 млрд руб.
С начала года производители сельхозпродукции приобрели 7300 тракторов, 1500 зерноуборочных и 300 кормоуборочных комбайнов. В целом, по прогнозам Минсельхоза, в этом году труженики села приобретут тракторов в 1,4 раза больше, чем в 2007 г., а кормоуборочных комбайнов — почти в 2 раза.
Даже рост заработной платы на селе опережает средние темпы по стране на 10%, хотя пока оплата труда в сельхозпроизводстве остается чрезвычайно низкой и составляет лишь 6,5 тыс. руб.
Знаменательным фактом стал прирост в этом году впервые за последние 15 лет посевных площадей почти на 1,5 млн га, в том числе и за счет залежных земель (см. график 2).
Вместе с тем отечественный рынок продуктов питания по-прежнему сильно зависит от импорта. За счет ввоза из других стран, по данным Минсельхоза, обеспечивается порядка 40% ресурсов на продовольственном рынке. По мясу этот показатель немного выше — 41% (см. диагр. 2).
Себя прокормить и других не забыть
Основной проблемой обеспечения внутреннего рынка отечественными продуктами питания является увеличение производства мяса и птицы. Зерно мы не только выращиваем в достаточных количествах для потребления своих граждан, но и успешно экспортируем за рубеж.
Темпы роста производства мяса и птицы, заложенные в Государственной программе развития сельского хозяйства, принятой в прошлом году, недостаточны, чтобы выйти на уровень 1990 г.
В январе — апреле нынешнего года отрасль продемонстрировала высокие темпы производства мяса — 9,7% к уровню аналогичного периода 2007 г. Однако пока не удается добиться решения самого болезненного для животноводства вопроса — стабилизации численности поголовья крупного скота, обещанного руководством Минсельхоза.
По данным Росстата, поголовье крупного рогатого скота в феврале 2008 г. приросло на 2%, а в марте — на 3,7%, но независимые эксперты считают, что необходимы крупномасштабные закупки племенного скота за рубежом, чтобы произошла долговременная стабилизация, а тем более рост численности поголовья.
Для позитивных сдвигов, которые наметились в сельском хозяйстве, необходимо решить ряд острых проблем.
1 Прежде всего нужно обеспечить условия для финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий. Учитывая предстоящую настройку налоговой системы, важно сохранить стимулирующий налоговый режим в отрасли.
В первую очередь это касается сохранения нулевой ставки по налогу на прибыль. Сегодня такие решения принимаются ежегодно, поэтому срок действующей нормы в очередной раз истекает 1 января 2009 г. Подобная практика порождает тревожное ожидание и снижает инвестиционную привлекательность сельхозпроизводства.
Также необходимо сохранить льготную налоговую ставку НДС в размере не более 10% на продовольственные товары. В противном случае неизбежно дальнейшее увеличение цен на продукты питания.
Говоря о финансовой устойчивости отрасли, в целом следует отметить, что стране необходима такая аграрная политика, которая обеспечивала бы доходность каждой из подотраслей сельского хозяйства (конечно, при условии, что применяются современные технологии).
2 Центральный вопрос — ускоренное освоение новых технологий. Речь идет не только об обновлении технического парка, но и о динамичном наращивании генетического потенциала животных и сельскохозяйственных культур. В этих целях Минсельхоз, в частности, не так давно вышел с предложением дополнить Госпрограмму ведомственными целевыми программами по развитию семеноводства, племенного дела, а также и мясного скотоводства.
3 Необходимо существенно повысить роль бизнес-ассоциаций и союзов производителей сельскохозяйственной продукции на всех уровнях (на местном, региональном и федеральном). Международный опыт показывает, что это объективная особенность отрасли.
Только так возможно обеспечить сбалансированность интересов сельхозпроизводителей, перерабатывающих предприятий и розничной торговли, включая согласование ценовой политики на всех уровнях, поддерживать высокое качество продукции, обеспечить реальное участие предпринимателей в формировании аграрной политики.
4 Построение современного инновационного сельского хозяйства невозможно в условиях продолжающейся деградации социальной инфраструктуры села. Мероприятия федеральной целевой программы (ФЦП) «Социальное развитие села» не только недостаточны по своему объему, но и в целом носят нескоординированный, фрагментарный характер.
По мнению экспертов, целесообразно трансформировать действующую ФЦП в единую программу комплексного развития сельских территорий. Ее основной идеей может стать создание принципиально новых сельских поселений XXI в.
5 Предстоит принять меры для повышения эффективности землепользования. Речь идет о вовлечении в сельхозоборот значительной части земельных ресурсов, выбывших за период с начала 90-х гг. Это около 14 млн га продуктивной пашни. Вернув в производство этот ресурс, страна как минимум получит дополнительно 20 млн т зерна.
Отечественные сельхозпроизводители получили хороший шанс для успешного развития отрасли, значение которой неизмеримо возрастает в условиях ограниченности природных ресурсов и глобального продовольственного кризиса. Лишь бы государственная аграрная политика в очередной раз не сделала кривой поворот.