Возрастание и ужесточение конкуренции на внутренних и международных рынках промышленной продукции приводят к снижению маржи у всех участников цепочки по созданию дополнительной стоимости. И сегодня только за счет снижения издержек на закупки материалов, рабочую силу и оборудование становится уже невозможно обеспечить конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе.
Снижение издержек на приобретаемые ресурсы приводит, как правило, к возрастанию хозяйственных рисков, выражающихся в снижении качества продукции, невыполнении принятых обязательств по срокам, сокращении кэш флоу, прибыли и рентабельности. Поэтому предприятие должно стремиться не к абсолютному снижению издержек, а к оптимальному соотношению издержек и доходов, которое может быть исчислено с помощью инструментов моделирования.
Для отслеживания желаемого соотношения доходов и издержек необходима система информационно-аналитической поддержки, то есть контроллинг. Это справедливо по отношению не только к крупным, но и к средним предприятиям.
Современные реалии
Хотя известны примеры успешного построения систем контроллинга на средних промышленных предприятиях, речь пока идет лишь об отдельных случаях, а не о массовом проникновении контроллинга в средний бизнес.
Как показывают результаты опросов, проведенных Некоммерческим партнерством «Объединение контроллеров», 24% предприятий среднего бизнеса не имеют службы контроллинга, а 6% респондентов вообще ничего не знают о нем. И лишь 18% ответили, что у них есть служба контроллинга. При этом контроллинг занимается в основном задачами контроля доходов, издержек и бюджетов, а также анализом отклонений в формате «план — факт».
На средних предприятиях контроллинг чаще всего институционально не организован, то есть его функции либо выполняются другими подразделениями (24%), либо возложены на «ответственное» лицо (28%).
Кроме того, на многих отечественных предприятиях не делают различия между контроллингом и управленческим учетом, воспринимают их как синонимы, что приводит к путанице в разделении функций между подразделениями планирования, учета затрат, анализа финансовой деятельности внутреннего контроля.
Причины отказа
Анализ зарубежной практики показывает, что контроллинг уже на протяжении последних 10—15 лет активно используется менеджерами индустриально развитых стран в качестве инструмента информационно-аналитической поддержки управленческих процессов.
Справедливости ради надо отметить, что процент внедрений систем контроллинга на крупных предприятиях существенно выше, чем на средних, и тем более в малом бизнесе.
Опрос менеджеров средних по размеру предприятий Германии, а также бизнес-консультанов выявил ряд причин отказа от внедрения контроллинга в среднем бизнесе. Эмпирические данные опросов представлены в таблице 2.
Шансы есть
Несмотря на аргументы менеджеров и консультантов, объясняющие ограниченное распространение контроллинга, в настоящее время появляется все больше шансов для него в среднем бизнесе.
Так, рынок программных продуктов и средств коммуникаций становится все более привлекательным для средних предприятий с точки зрения соотношения цены и пользы.
Сегодня за меньшие деньги можно получить от поставщика программные средства большей функциональности.
На предприятия приходит молодое поколение менеджеров, которое стремится к большей открытости и прозрачности деятельности и не удовлетворяется только традиционным учетом и данными бухгалтерии.
На рынке консалтинговых услуг в области контроллинга появляется все больше фирм, готовых работать со средним бизнесом.
Конкуренция заставляет средний бизнес проводить региональную диверсификацию, расширять ассортимент, комбинировать производство и сервисные услуги.
Эти тенденции заставляют менеджеров переосмысливать подходы к управлению, приходит понимание того, что без четкого представления о доходах и расходах, поступлениях и выплатах по различным направлениям бизнеса теряется прозрачность, а следовательно, и управляемость.
Территориальная распределенность бизнеса заставляет менеджеров вводить стандарты управления на единой концептуальной методической базе.
Средний бизнес имеет шанс выхода на мировые рынки, где действуют правила ВТО, предполагающие в первую очередь прозрачность бизнеса и соответствие системы управления принципам ИСО 0999-2002.
В качестве механизма реализации части этих принципов и требований выступает контроллинг.
Польза и перспективы
Как свидетельствуют результаты опросов, в российских и зарубежных компаниях, относящихся к среднему бизнесу, контроллинг в первую очередь приносит пользу в сфере учета и отчетности, что позволяет повысить качество информационно-аналитической поддержки процессов управления.
Перспективы контроллинга на средних предприятиях определены как:
-
рост уровня удовлетворенности менеджеров работой службы контроллинга;
-
построение подсистемы контроллинга персонала в качестве одной из важнейших составляющих контроллинга и системы менеджмента;
-
организация информационно-аналитической поддержки процессного менеджмента (процессный контроллинг);
-
увеличение доли координационных и консультационных функций контроллеров с одновременным снижением затрат времени на учет и первичную обработку данных;
-
установление взаимосвязи стратегических и оперативных целей деятельности предприятия.
Анализ современного состояния контроллинга на средних по размеру предприятиях и складывающиеся позитивные тенденции позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на трудности объективного и субъективного характера, в ближайшее время контроллинг будет все более активно внедряться на предприятиях среднего бизнеса различных отраслей экономики.