Концентрированный дефицит

Отечественная сырьевая база не успевает за потребностями отрасли
| статьи | печать

Зависимость многих производств отечественной пищевой промышленности от импортного сырья является одной из самых сложно разрешимых проблем экономики. Растущие объемы производства продуктов питания, с одной стороны и во многом загубленное в годы реформ сельское хозяйство – с другой, лишь усугубляют ситуацию. К сожалению, не является исключением и производство соков в России, построенное почти полностью на импортных соковых концентратах.

 

Жизнь дорожает

Резкое подорожание продуктов питания во всем мире осенью прошлого года не оставило в стороне и соковую отрасль: в 2007 году цены здесь выросли на 40%, за последние же два года они утроились. Менеджер по маркетингу компании «СИГ Комбиблок» Нана Рубина связывает это, в первую очередь, с подорожанием апельсинового концентрата. «В последние 3 года ураганы нанесли существенный ущерб плантациям шт. Флорида (США), второго по величине производителя апельсинов в мире. Впервые за 10 лет североамериканская пищевая промышленность была вынуждена импортировать концентрат апельсинового сока».

 

Это означает, что для нашего рынка остается пока один поставщик апельсинового концентрата - бразильский. А в Бразилии прошла консолидация крупных игроков, и теперь поставщики удерживают цену на высоком уровне. «Раньше было так - урожай собрали, назначили цену, а к новому урожаю цена снижается. Сейчас этого тренда нет - цена постоянно стоит на высокой отметке», - резюмирует Нана Рубина. Новые массовые поставки сырья можно ожидать только от китайского рынка, но апельсиновые деревья в Китае еще не набрали силу, и у плодов пока нет нужных качественных характеристик. Эксперты отрасли говорят, что цены на концентрат апельсинового сока достигли рекордного уровня и будут расти дальше. В прошлом году цена выросла с 1,6 тыс. долларов до 3 тыс. долларов за тонну апельсинового концентрата. Сюда же можно добавить тот факт, что в Венгрии и Польше был неурожай яблок. Поэтому постоянно растущие цены на сырье для производства соков специалисты расценивают как долгосрочную тенденцию.

 

Загубленные сады

В этой ситуации выходом могло бы стать более широкое использование в производстве соков отечественных концентратов, однако здесь не все так просто. И хотя отечественные сокопроизводители заинтересованы в покупке отечественного сырья, предложение на рынке пока слишком маленькое. При использовании российского концентрата компании могут существенно снизить транспортные расходы, что сказывается на цене конечного продукта. Именно потому, что логистическое колено в России больше, чем в Европе, у нас выше и цены на соковую продукцию.

 

В 1990 году в России было произведено 555 млн литров соков (исключая межреспубликанский обмен и импорт), а потребление составляло менее 4 литров на душу населения. Тогда производились только соки прямого отжима и разливались в стеклянные банки. Кроме этого, качество «советских» соков не соответствовало международным стандартам – для их производства часто использовалось уже подгнившее сырье, тогда как высококачественные фрукты шли на продажу в овощные магазины. Для производства же концентрированных соков, напротив, применяется лишь высококачественное сырье. Как подчеркивают специалисты, для их изготовления годится не любое яблоко и не любой томат, поскольку есть свои требования по химическому составу, кислотности и т.д.

 

Производство собственно концентрированных соков у нас в стране началось лишь с 1991 года. В 1989 году правительством было принято решение о закупке оборудования для переработки яблок, которых было очень много и они пропадали – в то же время в Западной Европе тогда был большой спрос на сырье для производства яблочных соков. Именно тогда и была разработана программа «Яблоко» и завод «Унипектин» выиграл тендер на создание новых перерабатывающих фабрик в Кубани, Грузии, Казахстане, Молдове и Литве. Естественно, после распада СССР, большая часть этих заводов России уже не принадлежит. Коммерческий директор группы компаний «Росконценрат» Лариса Вещунова оценивает сегодня общую потребность российского рынка в яблочном концентрате 120-130 тыс. тонн в год. По этому виду сырья ситуация у нас самая благоприятная и мы можем произвести до 30% потребности рынка. «Вспоминается конец 1980-х годов, когда яблок было просто некуда девать. Сейчас ситуация изменилась – во времена реформ большинство садов было загублено и сегодня сырья катастрофически не хватает», - говорит Л. Вещунова. Однако, если бы яблок и было бы больше, все равно, у нас недостаточно производственных мощностей для их переработки, равно как и квалифицированных кадров.

 

Колоссальный рост объема производства соков, переход на новые технологии - восстановленного сока и разоренное в годы перестройки сельское хозяйство привели к тому, что на сегодня в России используется лишь 15% отечественного сырья для производства соков, все остальное – импорт. Помимо этого, мы – северная страна и в силу климатических условий, можем производить лишь яблочный, сливовый и томатный концентраты. На сегодня в России есть компании, производящие соковые концентраты, стоимость которых может оказаться более низкой по сравнению с импортными концентратами.

 

Производители соков отмечают, что из 1 литра сокового концентрата можно изготовить 5 литров сока. И если общий объем продаж соков в России составляет где-то 2,6-3 млрд литров в год, то по примерным подсчетам у нас ежегодно потребляется 500-600 млн литров сокового концентрата. Другой негативный фактор – сезонные колебания при сборе урожая. Так, 2007 год был урожайным и все яблоки были переработаны, а в 2006 году яблок было очень мало. Кроме этого, в условиях российского климата можно успешно выращивать лишь кислые сорта яблок. Но для производства соков всегда используется купаж кислых и сладких плодов. По этому концентрат сладкого яблока приходится импортировать из Молдавии, Узбекистана, Китая и Украины.

 

Возрождение садов в России идет очень медленно. Начальник пресс-службы ОАО "Сады Придонья" Светлана Топилина критикует существующие планы по закладке новых садов: «Это не те масштабы, которые смогли бы снять проблему дефицита яблок. При этом необходимо учитывать, что инвестиции в садоводство изначально высоки (закладка 1 га интенсивного сада на 1500 деревьев обходится в 500 000 рублей. 100 га – это уже 50 млн.), а окупаемость отсрочена на годы. Естественно, всерьез этим мало кто хочет заниматься». По словам пресс-секретаря ОАО «Вимм-Билль-Данн – Продукты питания» Антона Сарайкина, компания «Вимм-Билль-Данн» имеет свои собственные яблоневые сады в Курске, «где мы сами контролируем весь процесс – выращивание яблок и изготовление из них сокового концентрата высокого качества. Конечно, этих объемов не хватает, и мы увеличиваем площади под садами. Но это длительный процесс, ведь должно пройти несколько лет, прежде чем яблони начинают плодоносить в полную силу».

 

Что касается других плодов для производства соковых концентратов, то здесь ситуация выглядит еще хуже. Персика в России очень мало, его много в Узбекистане, однако там собираются плоды плохого качества. То же самое и с томатами – томатный концентрат мы экспортируем из Турции, Китая и Узбекистана. Не лучше обстоит дело и с вишней, черной смородиной, малиной, виноградом, грушей и сливой. К примеру, та слива, которая нужна для изготовления концентрата, в России практически отсутствует. У нас растет по большей части алыча, а потребитель предпочитает сливу красного цвета.

 

По мнению специалистов, отечественная сырьевая база просто не успевает развиваться соответственно потребностям стремительно растущего производства соков и нектаров. Отрадно лишь то, что ситуация все же медленно меняется к лучшему. Так, сегодня на рынке отчетливо прослеживаются две тенденции:

  • крупнейшие компании покупают заводы, производящие соковые концентраты - «Вимм-Билль-Данн» приобрел ЗАО «Депсона», а «Лебедянский» - завод «Прогресс». Это делается для того, чтобы стабильно обеспечивать свое производство более дешевым отечественным сырьем;
  • другая тенденция – компании, изначально специализировавшиеся на производстве концентратов, сами начинают выпуск готовой соковой продукции («Интерагросистемы», «Сады Придонья»).

 

 

И если в 1991-95 годах весь российский соковый концентрат шел на экспорт – преимущественно в Германию, то после появления в 1995 году первой крупной компании «Вимм-Билль-Данн» началось активное потребление концентратов внутри страны. Компании-производители соков стали из экономических соображений переходить на отечественное сырье и сейчас вопрос об экспорте российских концентратов просто не ставится – самим не хватает.

 

Основные производители сокового концентрата в России

 

Группа компаний «Росконцентрат» - Белгородская обл., Тамбовская обл., Краснодарский край

 

ООО «Интерагросистемы» - Кранодарский край

 

ООО «Спартан-Концентрат» - Воронежская обл.

 

ОАО «Сады Придонья» - Волгоградская обл., Саратовская обл.

 

Завод «Прогресс» - Липецкая обл.

 

ЗАО «Депсона» - Тульская обл.

 

Завод «Амтел-сок» - Брянская обл.

 

 

Объем рынка соков

Объем российского рынка соков составляет 2,6 млрд литров. Ежегодно он растет на 270-320 млн долларов США, что соответствует 300 млн литров в натуральном выражении. При этом 1/3 объема продаж соков приходится на Москву, а 1/2 на Центральный регион.

 

85% сокового рынка России делят между собой четыре крупнейших игрока: "Лебедянский" ("Я", "Фруктовый сад", "Тонус") в 2006 году произвел 781 млн л соков и сокосодержащих напитков; принадлежащая Coca-Cola компания "Мултон" ("Добрый", Rich, Nico) - 575 млн л; "Нидан Соки" (Caprice, "Моя семья", "Сокос", "Чемпион", "Да!") - 440 млн л. Примерно столько же произведено на заводах компании "Вимм-Билль-Данн" (Rio Grande, J7, 100% Gold, "Любимый сад"). Сегодня российский рынок занимает третье место в мире по объемам выпускаемой продукции (после США и Германии).