«Будете у нас на Колыме...» — «Уж лучше вы к нам!» Фраза из популярного кинофильма давно стала своеобразным штампом, выражающим отношение многих людей к Сибири и Дальнему Востоку как к дикой территории. И даже несмотря на то что в последние годы туризм в Сибири стремительно развивается, туристические компании обеспокоены тем, как именно продвигать на рынке бренд «Сибирь».
Въездной поток иностранцев на территорию РФ сегодня распределен по нескольким регионам. Это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург и «Золотое кольцо», в последнее время к ним присоединился Краснодарский край. Остальное — вся оставшаяся территория, куда, по разным оценкам, попадает от 5% до 15% приезжающих в Россию иностранцев. Поэтому на нынешнем этапе Сибирь чаще всего представлена в качестве «дополнительного турпакета»: приехав в Москву или Питер, туристы видят перемены, происходящие в нашей стране, и порой у них возникает желание путешествовать дальше.
Попытки продвижения Сибири как самостоятельного туристического бренда усилиями как отдельных коммерческих фирм, так и целых регионов проводились неоднократно. Но фирмам тяжело посещать все специализированные выставки, а помогать туроператорам выборочно региональные власти не имеют права.
Еще 2 года назад Ассоциация туристских организаций Сибири выдвинула идею объединения территорий, входящих в Сибирский регион, и формирования единой финансовой базы для продвижения бренда «Сибирь». Однако ее не поддержали губернаторы регионов, не увидевшие четких механизмов расходования средств и посчитавшие более перспективным продвижение именно своих регионов. Но как показал опыт, создание «имени» каждой территории просто неподъемно для бюджетов и выводить, например, как объект туризма отдельно взятую «Новосибирскую область» — задача на данный момент просто нереальная.
«Нам надо начать с небольшого, но очень важного шага — с участия в выставках разных регионов, но под одним брендом «Сибирь», — считает Владимир Коуров, член правления Новосибирской ассоциации туристских организаций. — Под «зонтичным брендом» с общим названием «Сибирь» могут быть собраны суббренды, такие как «Сибирь — Алтай», «Сибирь — Байкал» и др., в рамках которых могут продвигаться и остальные регионы».
Однако, чтобы сделать Сибирь более популярным местом отдыха, необходимо решить проблемы не только продвижения, но и передвижения. Первый вопрос любого туроператора, предполагающего заняться этим направлением, заключается в том, какие возможности есть для доставки отдыхающих и насколько комфортно будет их путешествие?
Сейчас больше 80% приезжающих на Алтай российских туристов — это сибиряки, и лишь оставшиеся — жители европейской части России и других стран. Как отмечалось на заседании Координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», одной из главных причин, сдерживающих развитие туризма, остается отсутствие надежных коммуникаций.
Решить часть проблем можно было бы силами малой авиации. По утверждению руководителя Сибирского окружного территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России Сергея Лабутина, в Сибири хватает имеющихся аэропортов, в том числе и для малой авиации, достаточно согласовать расписание местных авиалиний с международными и внутрироссийскими дальними рейсами.
Однако если большая авиация справляется с этим, то на малую рассчитывать практически не приходится. Многие аэропорты просто брошены, Россия утратила рынок производства самолетов и вертолетов, ввозить же из-за границы их невозможно по причине чудовищных пошлин.
Поэтому даже те, кого убедят рекламные плакаты «Welcome to Siberia!», должны быть готовы к тому, что Сибирь — край нецивилизованный с точки зрения сервиса, а те, кто готов заниматься его «раскруткой», — помнить, что мало «пригласить»: главное, чтобы человек мог увезти с собой приятные воспоминания и желание возвращаться сюда еще и еще…