Реформа местного самоуправления застопорилась прежде всего из-за отсутствия у большинства муниципальных образований финансовых средств на исполнение своих полномочий. Исключение — только городские округа. Да и то не все. Самостоятельно решать вопросы местного значения способны лишь административные центры субъектов РФ и мало уступающие им по экономическому потенциалу и численности населения другие крупные города. Даже при наличии внутренних противоречий в самих этих муниципальных образованиях, в частности в нередких конфликтах между разными уровнями и ветвями местной власти, их практика не дает поставить жирный крест на реформе местного самоуправления. «ЭЖ» продолжает знакомить читателей с наработками и упущениями конкретных муниципальных образований.
Лучший эмитент муниципальных займов
Инвестиции частного бизнеса, отечественного и иностранного капитала и городские облигации — заметная часть дополнительных источников бюджетных доходов Новосибирска.
Город в этом году вновь признан лучшим в России эмитентом на рынке муниципальных облигаций. Такую оценку городу дали профессиональные участники рынка ценных бумаг, опрошенные ИД «Рынок ценных бумаг». Экспертное сообщество третий год подряд ставит сибиряков на первое место.
С 2003 г. Новосибирск выпустил уже 4 облигационных займа. Два из них имеют по национальной школе рейтинг «ruAA-», по обязательствам и национальной валюте — «ВВ-» и включены в котировальный список «А» первого уровня Московской межбанковской валютной биржи.
Дополнительные доходы городского бюджета направляются на решение многих социальных вопросов, находящихся в компетенции местной администрации. В частности, в 2 раза увеличен размер единовременной помощи семьям при рождении ребенка. Теперь он составляет 10 000 руб. При рождении двух и более детей одновременно пособие назначается на каждого ребенка. Теперь на помощь города могут претендовать родители старше 30 лет. Это существенная корректировка городской программы поддержки молодых семей.
В случае отказа со стороны районных администраций в назначении материальной помощи молодые люди могут обжаловать действия муниципальных чиновников в городском департаменте по социальной политике.
Существенную прибавку муниципальной казне может принести новый инвестиционный проект, связанный с организацией фармацевтического кластера. Мэрия Новосибирска подписала соглашение с фирмой «Саентифик Фьючер Менеджмент» о создании биотехнологического кластера «Фармгород» по производству новых лекарственных средств и форм.
Частная компания входит в холдинг «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии», осуществляющий свою деятельность на территории нескольких сибирских регионов. Центр не так давно выпустил первый в мире тромболетик. Уникальный препарат «Тромбовазим» в форме таблеток разработан учеными СО РАН, в частности Института цитологии и генетики и Института ядерной физики. По заключению академика Геннадия Кулипанова, это действительно инновационный продукт нанотехнологий. Он не только способствует растворению тромбов в человеческом организме, но и снимает воспаление и восстанавливает эластичность сосудов.
«Фармгород» призван прежде всего увеличить производство «Тромбовазима», чтобы насытить внутренний рынок, а затем стать одним из ключевых точек роста отечественной фармакологической отрасли.
Мэрия обязалась предоставить земельные участки под новые мощности, обеспечить доступ к действующим и вновь прокладываемым инженерно-техническим сетям, оказывать другую поддержку, в том числе правовую, информационную, консультационную.
С этой целью мы будем объединять усилия частного бизнеса и муниципальной власти, внедрять новые управленческие решения и формы взаимодействия бизнеса, науки и мэрии, говорит глава администрации Новосибирска Владимир Городецкий.
До конца года на стройплощадке близ знаменитого сибирского Академгородка планируется освоить около 400 млн руб. Здесь будет построено несколько модулей по 4 тыс. кв. м каждый, рядом разместятся жилые дома для сотрудников новых производств. Общий объем инвестиций в «Фармгород» в зависимости от масштабов спроса в России и за рубежом может составить 3 млрд руб.
Ярмарки и форумы — формы диалога с бизнесом
15% трудоспособного населения Магнитогорска занято в сфере малого и среднего предпринимательства. Доля субъектов малого бизнеса в городе составляет 23% объема общих данных этого сектора собственности по Челябинской области. Это очень весомый показатель для крупного промышленного металлургического центра, считает региональный министр экономического развития Ирина Мурзина. Она выступила на состоявшемся в Магнитогорске форуме в рамках «Дней малого бизнеса Южного Урала-2008», приуроченных ко Дню российского предпринимателя, впервые отмечавшемуся в России 26 мая.
За 3 последних года в городе появилось несколько общественных объединений частных предпринимателей — Союз руководителей предприятий сферы обслуживания, Ассоциация предпринимателей инновационного кадрового развития, Союз женщин-предпринимательниц «Союз успеха» и другие. С одним из них, НП «Союз предпринимателей индустрии красоты «Красивая планета», в ходе форума администрация города подписала соглашение о сотрудничестве. При этом глава Магнитогорска Евгений Карпов отметил, что форумы, ярмарки, другие формы диалога муниципальной власти с бизнесом становятся эффективным инструментом развития городской деловой сферы. Если 5 лет назад неметаллургические инвестиции в местную экономику составляли менее 20% привлеченного капитала, то теперь этот показатель вырос в 2 раза, что свидетельствует о кардинальном изменении природы деловых отношений в городе металлургов.
Вслед за форумом в городе прошла очередная ярмарка кредитов «Потребительский. Авто. Ипотека», экспонентами на которой были строительные фирмы, агентства недвижимости, банки. Посетители ярмарки имели возможность в одном месте увидеть разный кредитный продукт, получить консультации риэлтеров разных компаний и даже оформить кредит, поскольку застройщики только в дни работы ярмарки предоставили существенные скидки на покупку жилья в возводимых домах. Была также организована лотерея среди посетителей, и обладатели счастливых билетов покидали ярмарку с телефонными аппаратами, бытовой техникой, подарочными сертификатами участников мероприятия, организованного мэрией и выставочным оператором «Южно-Уральская недвижимость».
Внутримуниципальные конфликты вне зоны внимания
Мэры крупных городов у всех на виду — у федеральных органов государственной власти, у региональных властных структур, у населения наконец. Их работа просвечивается насквозь, и поэтому они наиболее уязвимая часть муниципальных служащих. За 2 последних года 15 градоначальников привлекались к уголовной ответственности. Печальная статистика приведена не с целью оспаривания правомочности выдвигаемых обвинений, большей частью мэрам региональных столиц инкриминируют превышение должностных полномочий и злоупотребление служебным положением. Статистические данные — только иллюстрация мэрской доли. Но и они не дают всю полноту картины, поскольку учету не поддается множество конфликтов между мэрами и губернаторами, закончившихся перемирием сторон.
Нет статистики и по перманентно возникающим конфликтам внутри муниципальных образований. Особенно участились неурядицы между представительным органом муниципальной власти и местной администрацией там, где главы «земских собраний» работают на постоянной основе. Органы местного самоуправления (представительные, исполнительно-распорядительные, финансовые, контрольные) не подчиняются друг другу.
Так, в Тольятти новые управленцы в городской администрации выслушали на сессии местной Думы те же претензии, что и их предшественники. В частности, об эффективном расходовании бюджетных средств и об отсутствии проектных решений в капитальном строительстве под выделяемые областным бюджетом средства. Департамент по строительству не подготовил должным образом документы по берегоукрепительным работам, строительству дорожной развязки и детских садов. В результате сотни миллионов могут уйти обратно в бюджет Самарской области. Департамент по городскому хозяйству и экологии не освоил за 4 месяца 77% выделенных ему бюджетных денег, управление земельных ресурсов — 56%.
Одно из последних в мае заседаний городской Думы фактически было сорвано чиновниками местной администрации, не подготовившими запланированные и согласованные с мэрией доклады по развитию улично-транспортной сети, о мероприятиях по энергосбережению, о программе приватизации муниципального имущества на 2008 г. Депутаты не скрывают своего возмущения. В частности, Александр Довгомеля вспомнил, что было время, когда мэрия упрекала Думу в неспособности обеспечить кворум. Теперь, по его словам, впору говорить о дееспособности администрации. Его коллега Александр Денисов расценил действия чиновников как неуважение к Думе, избранной прямым волеизъявлением горожан. Все не рассмотренные в плановом порядке вопросы перенесены в повестку дня следующей сессии. Для ускорения налаживания взаимоприемлемого режима работы с мэрией депутаты предложили создать рабочую группу по подготовке целевой программы энергосбережения в городе. В частности, им представляется возможным оснастить весь жилой фонд Тольятти общедомовыми приборами учета. Тогда потери в сетях ни на бюджете не скажутся, ни жителям доначисления не будут угрожать, полагают депутаты.