Инвентаризационные и правоустанавливающие документы на объекты недвижимости имеют важное значение при решении вопроса о возможности и необходимости применения спецрежима в виде енвд. Имеют ли в определенных случаях указанные в них сведения абсолютный приоритет? Об этом и других вопросах, связанных с данной проблемой, и пойдет речь.
Ситуация. Организация имеет в собственности нежилое помещение торгового назначения с выделенным торговым залом, площадь которого более
1. Будет ли облагаться ЕНВД передача в аренду торговых площадей нескольким арендаторам для использования данных площадей в целях розничной торговли?
2. Имеет ли решающее значение указание в техпаспорте о наличии торгового зала?
3. Может ли быть оспорена отраженная в техническом паспорте площадь торгового зала, используемая арендатором при осуществлении розничной торговли?
1. Одним из видов предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, согласно подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ является оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов).
Из приведенного положения следует, что одним из условий применения спецрежима на основании указанного подпункта является отсутствие торгового зала в помещении, передаваемом во временное владение и (или) в пользование.
В данном же случае помещение, площадь которого передается по частям нескольким арендаторам, имеет торговый зал, что зафиксировано в техпаспорте. При этом из предоставленной информации следует, что фактическое наличие в данном помещении торгового зала не ставится под сомнение.
Таким образом, деятельность организации по передаче в аренду торгового помещения не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход, поскольку одно из условий, предусмотренных подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, не соблюдено.
2. Проанализируем отдельные положения гл. 26.3 НК РФ.
В ст. 346.27 НК РФ дается определение понятия «площадь торгового зала». Такой площадью являются часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
При этом за определением обсуждаемого понятия следует оговорка законодателя о том, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
СПРАВКА
Согласно ст. 346.27 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Обратим внимание на то, что законодатель не дает отдельного определения понятия «торговый зал». Дать определение этого понятия можно самому исходя из содержания приведенного определения и «вычленив» из него упоминание о площади.
Возникает вопрос: можно ли и оговорку о том, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, также «переиначить» подобным образом? В этом случае она будет звучать примерно так: «Отнесение части магазина, павильона (открытой площадки) к торговому залу устанавливается на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов». А отсюда только один шаг до утверждения о том, что торговый зал может быть признан таковым только в том случае, если его наличие отражено в инвентаризационных и правоустанавливающих документах (к которым относится и технический паспорт).
Однако, по нашему мнению, подобное толкование будет противоречить смыслу обсуждаемого положения. Ведь в оговорке, на которую мы обратили внимание, выделив ее из текста определения, под площадью понимаются именно ее количественные, а не качественные показатели. Непосредственно в определении понятия «площадь торгового зала» говорится об отнесении части помещения к определенной категории по критерию назначения данной части. Здесь слово «площадь» по своему значению близко к слову «территория». А в оговорке к данному определению это слово является синонимом словосочетания «квадратные метры» (в контексте с иными положениями гл. 26.3 НК РФ).
Действительно, инвентаризационные и правоустанавливающие документы могут содержать, в частности, информацию о назначении помещения или его части. Однако из содержания ст. 346.27 НК РФ и иных положений гл. 26.3 данного Кодекса не следует, что наличие или отсутствие торгового зала можно установить только исходя из сведений, содержащихся в указанных документах. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой.
Так, из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2008 № А52-1637/2007 следует, что индивидуальный предприниматель осуществлял розничную торговлю в магазине, имеющем помещения, одно из которых в инвентаризационных документах значилось торговым залом, другие были отмечены в данных документах в качестве складских помещений. При этом в указанных помещениях были расположены стеллажи-витрины, к которым у покупателей имеется свободный доступ. В этих же помещениях находились продавцы. Совокупная площадь, с учетом площади торгового зала и площади помещений, обозначенных в инвентаризационных документах в качестве складских, превышала
Практика показывает, что далеко не всегда налогоплательщики стремятся к применению обсуждаемой специальной системы налогообложения. Вышеприведенное судебное дело подтверждает это. В данном случае предпринимателю удалось доказать, что содержащиеся в инвентаризационных документах сведения о предназначении помещений не соответствуют действительности.
В приведенном споре не шла речь о применении подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Однако сделанные судом выводы применимы и к обсуждаемому нами вопросу. Учитывая их, можно утверждать, что при передаче розничным продавцам помещений во временное владение и (или) пользование хозяйствующий субъект в целях налогообложения должен учитывать не только сведения о предназначении этих помещений, содержащиеся в инвентаризационных и правоустанавливающих документах, но и фактические характеристики передаваемых объектов.
Обсудим Письмо Минфина РФ от 11.03.2008 № 03-11-04/3/110, в котором финансовое ведомство ответило на вопрос организации, передающей в аренду торговые места в торговом комплексе. При этом передаваемая площадь не обозначена в техническом паспорте объекта как торговый зал, хотя фактически торговые места имеют отдельный вход, оборудование для размещения товара и места для покупателей. Налогоплательщик спрашивает: подлежит ли переводу на ЕНВД данная предпринимательская деятельность?
Как видим, затронутая Минфином РФ проблематика близка к обсуждаемому нами вопросу.
Почти все Письмо финансового ведомства состоит из цитирования положений ст. 346.27 НК РФ, в которой даются определения таких понятий, как «торговое место» и «стационарная торговая сеть», а также подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В заключение финансовое ведомство, ссылаясь на нормы указанной главы, разъясняет, что предпринимательская деятельность организации по передаче в аренду торговых мест в торговом комплексе может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД, но при условии, что передаваемые торговые места не относятся к магазинам и (или) павильонам согласно ст. 346.27 НК РФ.
По нашему мнению, такой ответ нельзя назвать идеальным. И прежде всего потому, что Минфин РФ не обсудил вопрос о значении в данном случае указанных в инвентаризационных и правоустанавливающих документах сведений о назначении передаваемых во временное владение и (или) пользование объектов. В то же время разъяснения финансового ведомства не противоречат нашим выводам.
Напомним, что согласно ст. 346.27 НК РФ магазином является специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. А павильоном признается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Следовательно, общим признаком данных объектов организации торговли является наличие у них торговых залов.
Отвечая на вопрос, Минфин РФ не указывает, что передаваемые торговые места не должны относиться к магазинам и (или) к павильонам согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам. Поэтому, учитывая содержание конкретного вопроса, можно предположить, что финансовое ведомство не отдает абсолютного приоритета указанным в данных документах сведениям.
3. Хотя в ст. 346.27 НК РФ законодатель прямо указывает, что площадь торгового зала определяется именно на основании вышеуказанных документов, арбитражные суды могут и не принять содержащиеся в них сведения за основу при вынесении своего вердикта.
Так, из Постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 № А65-10279/2007 следует, что индивидуальный предприниматель осуществлял розничную торговлю с использованием арендуемого помещения, торговая площадь которого согласно договору аренды составляет
Как видим, приведенное Постановление затрагивает также проблематику, обсужденную нами при ответе на второй вопрос. Ведь в данном случае речь шла не только о размере площади, но и о признании выставочного зала частью торгового зала.
А вот решение в пользу налогоплательщика — Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2008 № Ф03-А51/08-2/1087. В данном случае индивидуальный предприниматель — плательщик ЕНВД при исчислении данного налога учитывал площадь торгового зала, размер которой не соответствовал официальным сведениям, в том числе информации, предоставленной налоговому органу предприятием «Ростехинвентаризация» и городским комитетом по управлению муниципальным имуществом. Суд проанализировал все материалы дела, в том числе и свидетельские показания. При этом кассационная инстанция указала: то обстоятельство, что в инвентаризационные документы не внесены соответствующие изменения, не может являться единственным, бесспорным и достаточным доказательством размера площади торгового зала, фактически используемого предпринимателем для осуществления розничной торговли. Суд счел недоказанным факт использования налогоплательщиком площади в размере, указанном в официальных документах, и признал решение ИФНС о начислении сумм недоимки, пеней и штрафа необоснованным.
Очень важно, что по обсуждаемому вопросу высказал свое мнение и Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 06.11.2007 № 10425/07. В данном случае ООО осуществляло розничную торговлю в магазине, площадь торгового зала которого согласно техническому паспорту составляет
Целесообразно привести перечень документов, указанных в Определении ВАС РФ, анализ которых позволил судам первой и апелляционной инстанций сделать правильные выводы. Это может помочь налогоплательщикам, оказавшимся в аналогичной ситуации, защищать свои интересы. Судами были учтены:
- информация о площади торгового зала, содержащаяся в заявлении ООО о переходе на УСН и приложенная к нему план-схема, представленные в ИФНС до начала спорного периода;
- договор подряда и смета на ремонтно-строительные работы в помещениях магазина, предусматривающие разборку перегородки;
- акт сдачи-приемки указанных работ;
- приказ о размещении в тамбуре центрального входа в магазин выставочных образцов и превращении его в демонстрационный зал;
- акт технического состояния нежилого помещения, утвержденный заместителем председателя районного комитета по ЖКО.
В заключение следует обратить внимание на то, что налоговые органы при определении назначения помещений и их торговых площадей исходят прежде всего именно из сведений, содержащихся в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций необходимо следить за соответствием таких сведений реальному использованию соответствующих помещений.