Как для целей исчисления налога на прибыль следует учитывать расходы в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям? Свое мнение по данному вопросу Минфин России выразил в Письме от 20.05.2008 № 03-03-06/1/326.
Расширение деятельности любого промышленного предприятия неизбежно сопровождается увеличением потребления электроэнергии. Сначала речь идет только об увеличении платы за электроэнергию. Потом приходится вносить коррективы в договор энергоснабжения. Но при дальнейшем увеличении потребления энергии встает вопрос о новом технологическом присоединении к электрическим сетям.
СПРАВКА
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ) любые лица имеют право на осуществление строительства линий электропередачи в порядке, установленном ст. 42 Закона № 35-ФЗ, и на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со ст. 26 Закона № 35-ФЗ. Любые лица имеют право также на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям. Когда это необходимо?
Во-первых, когда строятся новые цеха, склады или офисные здания, то, как правило, их электрические сети присоединяют к высоковольтному электрическому кабелю через новое энергопринимающее устройство, расположенное в новом распределительном пункте.
Во-вторых, увеличение количества рабочих мест, станков и оборудования в имеющихся помещениях приводит к увеличению потребляемой мощности электроэнергии. Когда эта мощность достигает определенного критического значения, т.е. когда начинает не хватать мощности трансформатора и других энергопринимающих устройств, сечения проводки в здании, то организация все равно сталкивается с необходимостью нового присоединения. Оно может произойти как после реконструкции распределительного пункта с увеличением мощности трансформатора и замены электрической проводки в помещениях, так и после постройки нового распределительного пункта с новым дополнительным энергопринимающим устройством.
Также необходимость присоединения возникает при изменении схемы внешнего электроснабжения и, разумеется, в начале деятельности нового предприятия. Дело в том, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется на основе другого договора (не энергоснабжения). За такое присоединение плата взимается однократно. Размер указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям (п. 1 ст. 26 Закона № 35-ФЗ).
Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям были утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2007 № 277-э/7. В соответствии с п. 4 указанного документа плата за технологическое присоединение взимается в случаях:
· присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
· присоединения ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается;
· когда в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, что не влечет пересмотра величины присоединенной мощности, но изменяет схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Следовательно, согласно Методическим указаниям плата за новое присоединение может взиматься: 1) после нового строительства энергопринимающих устройств; 2) после их реконструкции; 3) после изменения схемы внешнего электроснабжения с использованием старых энергопринимающих устройств.
Именно таким образом, на три варианта, Минфин России в своем Письме разделил случаи присоединения электрических сетей организации-налогоплательщика к электрическим сетям поставщика электрической энергии. Рассмотрим их подробно.
Вариант 1. После строительства…
В целях гл. 25 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (кроме случаев, предусмотренных НК РФ) (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Вновь построенные (или приобретенные) энергопринимающие устройства (энергетические установки) требуют подсоединения к действующим внешним электрическим сетям. Только после этого они могут быть введены в эксплуатацию и использоваться в производственном процессе. В этом случае, по мнению финансового ведомства, плату за их технологическое присоединение следует рассматривать в качестве расхода по доведению объекта основных средств (энергопринимающих устройств) до состояния, в котором он пригоден к использованию.
Тогда расходы в виде платы за технологическое присоединение будут уменьшать налогооблагаемые доходы при списании первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества через механизм амортизации в соответствии со ст. 257—259 НК РФ.
Вариант 2. После реконструкции…
Напомним, что в целях гл. 25 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).
При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В случае технологического присоединения ранее присоединенных реконструируемых или модернизируемых энергопринимающих устройств (энергетических установок) плата, взимаемая за такое присоединение, по мнению Минфина России, должна учитываться в составе расходов по реконструкции или модернизации, увеличивающих первоначальную стоимость соответствующего объекта основных средств.
Следовательно, в данном случае эта плата, как и при варианте 1, будет списываться на расходы в целях налогообложения прибыли в составе амортизации в течение срока полезного использования энергопринимающего устройства (энергетической установки).
Вариант 3. Когда старое используется по новым правилам
Далее Минфин России рассматривает случай, когда технологическое присоединение осуществляется при расширении имеющихся присоединений. При этом энергопринимающие устройства (энергетические установки) организации не подвергаются достройке (дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и т.п.) и технико-экономические характеристики этого оборудования не изменяются.
Расходы организации в виде однократной платы сетевой компании в рассматриваемом случае не относятся к расходам, подлежащим включению в первоначальную стоимость амортизируемого имущества в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ. В данном случае плату за присоединение Минфин России предлагает учитывать для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно.
В самом деле список этих прочих расходов открыт. Налоговый учет всех «других расходов, связанных с производством и (или) реализацией», которые отвечают общим требованиям принятия расходов ст. 252 НК РФ, может осуществляться на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Мы согласны с Минфином
В конце рассматриваемого Письма сообщается, что оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Что в отношении налогового учета платы за присоединение к электрическим сетям допускаются иные трактовки норм законодательства о налогах и сборах.
Отметим, что позиция Минфина России представляется нам правомерной, вполне соответствующей нормам НК РФ.
Кстати, за исключением случая реконструкции энергопринимающих устройств, эта позиция уже давно была озвучена финансовым ведомством (см. письма Минфина России от 17.07.2007 № 03-03-06/1/495, от 25.05.2007 № 03-03-06/1/325, от 03.04.2006 № 03-03-04/1/314). Случаи ее оспаривания в арбитражных судах нам не известны.