Новое старое ПБУ

| статьи | печать

Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 мая 2008 года, регистрационный № 11749) утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008, вступающее в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

Новое ПБУ принято взамен ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах».        

Несмотря на то что название ПБУ изменено, фактической смены объекта регулирования не произошло.

ПБУ 11/2000 вместо определения аффилированного лица содержало ссылку на Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в настоящее время действует только одна статья Закона — ст. 4, в которой содержатся определения основных понятий, а прочие законодательные нормы, регулирующие антимонопольную деятельность, установлены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Часть норм ПБУ 11/2008 представляет собой практически дословное воспроизведение соответствующих требований ПБУ 11/2000 (иногда несколько уточненных и скорректированных с учетом изменившейся терминологии документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета).

В то же время имеется и ряд отличий.

1. Сфера действия ПБУ 11/2008 несколько расширена за счет включения в нее отношений между участниками совместной деятельности, а также отношений с негосударственными пенсионными фондами, в которых застрахованы работники организации (представляющей отчетность).

Заметим, что порядок раскрытия информации при осуществлении совместной деятельности достаточно подробно урегулирован ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Кроме того, ПБУ 11/2008 не уточняет, какие именно операции подпадают под действие ПБУ — операции по договору простого товарищества, операции по совместному использованию активов или по совместно осуществляемым операциям. По нашему мнению, указание на то, что операции в рамках совместной деятельности относятся к операциям со связанными сторонами, является избыточным — в любом случае информация о таких операциях в отчетности должна раскрываться (в соответствии с нормами ПБУ 20/03 или ПБУ 11/2008). Тот факт, что необходимость раскрытия информации регулируется двумя разными Положениями по бухгалтерскому учету, не означает, что она должна дублироваться в разных разделах пояснительной записки.

2. Несколько скорректирован перечень операций со связанными сторонами: исключена передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (которая скорее всего подпадает под определение приобретения и продажи других активов), а вместо предоставления и получения гарантий и залогов содержится указание на раскрытие информации о предоставлении и получении обеспечения обязательств (то есть всеми способами, установленными ст. 329 ГК РФ).

3. В тексте ПБУ 11/2008 не воспроизведена норма ПБУ 11/2000, позволявшая при определенных условиях не предоставлять информацию об аффилированных лицах (связанных сторонах). Такими условиями, в частности, являлось вхождение связанных сторон в группу взаимосвязанных организаций, принадлежность материнскому обществу 100% уставного капитала дочернего и т.д.

4. Изменен состав информации, подлежащей раскрытию. Более не нужно будет раскрывать использованные методы определения цен по каждому виду операций с аффилированными лицами (связанными сторонами), но добавится обязанность по раскрытию информации об условиях и сроках осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также о формах расчетов, о величине образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода и о величине списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам (п. 10 ПБУ 11/2008).

5. Пунктом 11 ПБУ 11/2008 установлен состав подразделов раздела пояснительной записки, посвященной раскрытию информации о связанных сторонах. Рекомендации по выделению в отдельные группы информации об основных и дочерних, преобладающих и зависимых обществах представляются очевидными. С большой долей вероятности можно предположить, что хозяйствующие субъекты, раскрывавшие ранее информацию об аффилированных лицах, подобную детализацию бухгалтерской информации проводили и ранее. Кроме того, п. 11 ПБУ 11/2008 прямо установлено, что информация об участниках совместной деятельности подлежит раскрытию именно в этом разделе (о связанных сторонах), а не в отдельном разделе пояснительной записки (как это можно заключить из норм ПБУ 20/03).

Наиболее же принципиальным отличием требований по раскрытию информации о связанных сторонах от требований по раскрытию информации об аффилированных лицах представляется требование о приведении данных о состоянии расчетов с основным управленческим персоналом организации, а также состав информации, обязательной к раскрытию (п. 12 ПБУ 11/2008).

При этом в п. 11 приведено определение основного управленческого персонала организации, которое, по существу, значительно расширяет аналогичное определение аффилированных лиц из упоминавшегося Закона РСФСР № 948-1. Ранее подлежала раскрытию информация о расчетах с членами Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, членами коллегиального исполнительного органа, а также лицами, осуществляющими полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица. Начиная с 2008 года нужно будет раскрывать информацию о расчетах не только с руководителями (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), но и их заместителями, а также иными должностными лицами, наделенными полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации. То есть под это определение теперь будут подпадать руководители практически всех управленческих служб организации (заместители руководителя, главные специалисты, начальники отделов и подразделений).

Состав информации, подлежащей раскрытию, установлен также достаточно подробно (п. 12 ПБУ 11/2008). Это различного рода вознаграждения (как краткосрочные, так и долгосрочные, выплачиваемые в денежной форме или посредством передачи ценных бумаг). Обращаем внимание на то, что перечень сведений, раскрываемых в данной части пояснительной записки, исчерпывающим не является — если организация использует другие формы поощрения своего топ-менеджмента, они также должны найти отражение в бухгалтерской отчетности.

 

СПРАВКА

Согласно п. 12 ПБУ 11/2008 в составе информации о связанных сторонах раскрывается информация о размерах вознаграждений, выплачиваемых основному управленческому персоналу в совокупности и по каждому из следующих видов выплат:

·    краткосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т.п. платежи в пользу основного управленческого персонала);

 

·      долгосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:

— вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);
— вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;
иные долгосрочные вознаграждения.

 

Таким образом, практическое выполнение норм нового ПБУ потребует от хозяйствующих субъектов разработки дополнительных вспомогательных форм бухгалтерской отчетности (в части пояснительной записки), некоторого изменения правил детализации и группировки данных бухгалтерского учета, а следовательно, внесения изменений в учетную политику организации.