И министров удивляет ценовой беспредел

| статьи | печать

Продолжающийся рост цен на потребительские товары, а также тарифов на услуги тревожит людей больше, чем алкоголизм и наркомания, и затмевает даже страх перед терроризмом и преступностью. По данным опроса Всероссийского центра общественного мнения, две трети россиян считают инфляцию самой острой и болезненной проблемой страны. Поразительно, но и федеральные чиновники озабочены тем же.

 

ДУГАР САНЖИЕВ, «ЭЖ»

 

Удивительное признание сделал министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев во время очередной встречи с журналистами. Он не скрывал недоумения относительно продолжающегося роста цен в магазинах на молочные продукты. По свидетельству министра, после осеннего скачка закупочная цена на молоко к началу лета упала почти в полтора раза, однако на прилавках магазинов это никак не отразилось.

После совещания по развитию агропромышленного комплекса, которое провел в Ессентуках премьер-министр Владимир Путин, отечественным птицеводам и свиноводам на компенсацию части их затрат на приобретение комбикормов государство выделило в общей сложности 10 млрд руб. И снова цены в магазинах не снижаются.

За последние 2 года в стране зарегистрировано 2000 новых кооперативов для закупки продукции у фермеров и индивидуальных владельцев личных подсобных хозяйств, а сельскохозяйственных рынков для прямого сбыта произведенного продукта непосредственно крестьянами открыто пять!

Ладно бы вакханалия творилась только на продовольственном рынке. Ценовой беспредел царствует всюду, куда ни ткнется российский потребитель. В сервисный центр идти — сердечная боль, автомобиль заправить — почти инфаркт, за свет, газ и прочую коммуналку платить — паралич конечностей. Уже и в аптеку не надо шагать. Да и там цены добавляют головную боль.

Притчей во языцех стали скачки цен на нежилую недвижимость, а стоимость одного квадратного метра жилья в среднем по стране поднялась с начала года на 8 тыс. руб. Провинциальным ценам, конечно, далеко до московских 117 246 рублей за жилой квадрат, но по темпам прироста они не уступают столице, а где-то уже опережают. Но если вглядеться в структуру рыночной стоимости жилья в той же Москве, то, по данным независимых экспертов, прибыль посредников составляет 45% (!), генподрядчика — 10%, субподрядчиков — 6%. На стоимость строительно-монтажных работ приходится 27%, на обременение со стороны города — 5%.

Надо полагать, что и нефтедобытчики мало что имеют от роста цен на автозаправочных станциях, если государство вынуждено субсидировать им долю средств при работе на сложных месторождениях.

Выходит, ценовую политику в стране определяет посредник между производителем и потребителем, действующий по известному принципу «купи дешевле — продай дороже». Процветают современные «барыги» от беспомощности бюрократа, облеченного государственными полномочиями, а может, даже из-за его материальной заинтересованности. Не исключено, что чиновники, как и лоббисты в парламенте, куплены или подкормлены недобросовестными участниками рынка. Получается, что вполне обоснованна тревога большинства россиян по поводу непрекращающегося роста цен на потребительском рынке, на рынке услуг, на рынке недвижимости. Но может ли такой дикий рынок поднять конкурентоспособность российской экономики, если производитель отлучен от процесса ценообразования на собственную продукцию, а вся нагрузка ложится на скудный семейный кошелек потребителя?

Тем временем анонсированный проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» продолжает путешествовать по бюрократическому аппарату. Согласовывать по нему свои позиции чиновники могут до конца июня. Такой срок отпустил им глава Правительства. Потом наступит череда чтений и обсуждений в Госдуме и Совете Федерации.

Видно, долго еще будут скакать цены и тарифы впереди уровня оплаты труда, пенсий и пособий, подстегивая инфляцию и страша россиян больше, чем даже опасность терроризма и рост преступности. Между тем Федеральная служба государственной статистики сообщает, что за 5 месяцев бензин подорожал на 10,5%, дизельное топливо — на 14,2%. По свидетельству Росстата, бензиновая составляющая в общем объеме потребительских цен равна 2,1%. Только ценники в магазинах равнодушны к статистике.