«Незаконный» порядок

| статьи | печать

Фонд социального страхования РФ Постановлением от 07.04.2008 № 81 утвердил Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее — Указания), в очередной раз установив новые «правила игры» для страховщиков и страхователей. Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 13.05.2008, рег. № 11667, и вступит в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Какие же изменения произойдут в порядке проведения проверок? Давайте проанализируем новый документ.

 

Шаткий правовой фундамент

Принятое Постановление — всего лишь ведомственный нормативный акт. На каком же законодательном акте он основан?

Таким актом является Федеральный закон от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон), из ст. 11 которого следует, что страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения. Согласно этой же статье страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренное федеральными законами о конкретных видах указанного страхования. Они же должны контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

А статьей 12 Закона установлена обязанность страхователей предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.

В данном случае законодатель, вскользь упомянув о проверках, не стал утруждать себя определением порядка их проведения, как это сделано, например, в Налоговом кодексе РФ в отношении налоговых проверок. Не позаботилось об этом и Правительство РФ. Поэтому Фонду социального страхования не осталось ничего другого, как самому заниматься нормотворчеством, фактически устанавливая права «самому себе».

 

Не мудрствуя, но лукаво

Новые Указания, как и предыдущие, во многом дублируют положения Налогового кодекса РФ, определяющие порядок проведения выездных налоговых проверок.

Так, из п. 6 обсуждаемого документа следует, что в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. В то же время во второй абзац этого пункта внесено существенное изменение по сравнению с прежними Указаниями. Теперь в нем содержится оговорка, согласно которой в случае если предприятие по результатам камеральной проверки рекомендовано к включению в план проведения документальных выездных проверок, то проверять у него будут не только законченный отчетный период года, в котором проводилась эта злополучная камеральная проверка, но и 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки.

Ранее в аналогичной ситуации проверяли только законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.

Новым документом фактически увеличен допустимый срок нахождения сотрудников Фонда «в гостях» у страхователей. При этом следует отметить «лукавство» разработчиков Указаний. Согласно предшествующему документу срок проверки, как общее правило, не мог превышать 2 месяцев. Также устанавливалось, что при проведении проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, их продолжительность увеличивается на срок не более 1 месяца на проведение проверки каждого подразделения. Пункт 7 новых Указаний вроде бы уменьшил срок продолжительности выездной проверки до 1 месяца, но в то же время предусмотрел возможность его продления до 2 месяцев, а в исключительных случаях — до 3 по мотивированному ходатайству (запросу) лица, проводящего проверку, — решением управляющего (его заместителя) отделением Фонда. При этом Фонд не разъясняет, какие случаи можно признавать исключительными. Вот где раздолье фантазиям для любителей «погостевать»!

В Указания также внесены «позаимствованные» из Налогового кодекса РФ положения о возможности приостановления проверки. Правом «взять тайм-аут» обладает руководитель (его заместитель) подразделения ФСС РФ.

Расширены основания для проведения повторной проверки, установленные п. 8 Указаний. Теперь такая проверка может быть проведена также отделением (его филиалом) Фонда на основании решений вышеуказанных должностных лиц – в случае представления страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости.

Отметим и положительную сторону Указаний: страхователи могут использовать их в качестве пособия при исполнении своих обязанностей, поскольку в них не только подробно излагается алгоритм необходимых действий участников процесса социального страхования, но и приводятся основные положения правовых нормативных актов с указанием их реквизитов.

 

Не придется ли исправлять?

Обратимся к уже ставшему знаменитым Указу Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Этим Указом Правительству РФ предписано в 2-месячный срок разработать и внести в Госдуму проекты законов, предусматривающих, в частности, проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации.

Из содержания п. 1 Указаний следует, что документальные выездные проверки страхователей относятся к плановым, если они заранее запланированы подразделениями ФСС РФ, в частности, с использованием информационных ресурсов и аналитических возможностей единой информационной системы Фонда «Соцстрах». В то же время повторные проверки, проводимые подразделениями ФСС РФ, можно отнести к внеплановым контрольным мероприятиям. Помимо уже названного нами основания п. 8 Указаний позволяет проводить повторные проверки в случаях реорганизации или ликвидации организации, а также в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью его филиала.

Не исключено, что в отношении субъектов малого и среднего бизнеса скоро (а именно с принятием новых законов) внеплановые проверки подразделения ФСС РФ смогут проводить только в редких случаях.

Заметим, что исходя из интересов застрахованных лиц — работников все же следует в любом случае оставить возможность проводить повторные проверки при ликвидации организаций.

В заключение хочется выразить сожаление о том, что законодатель никак не удосужится установить порядок проведения проверок подразделениями Фонда, отдавая этот важный вопрос на откуп чиновникам ведомства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В связи с принятием новых Методических указаний ранее действовавшие Указания, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 № 24, признаны утратившими силу.