За последние полгода оптимизм относительно перспектив деятельности на ближайший год среди компаний сферы услуг в странах БРИК немного снизился, но остается на высоком уровне. Это показало первое (весеннее) из двух годовых исследований КПМГ. Потребителей их услуг, конечно, порадует и снижение оптимизма этих компаний относительно повышения расценок. Только не в России…
Относительно предыдущего исследования осени прошлого года уверенность компаний сектора услуг стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) по поводу развития своей деятельности несколько поубавилась: их сальдо (процент оптимистов за минусом процента пессимистов) уменьшилось с +65,7 до +58%. Видно, мировой финансовый кризис все-таки повлиял на настроение бизнеса. Однако и такой показатель очень неплох — значительно перекрывает и долю тех компаний, которые в ближайшие 12 месяцев всматриваются без эмоций (35,9%).
Вообще, уменьшение произошло практически и по всем другим показателям: по росту выручки — с +62,3 до +58,1%, по объемам новых заказов — с 63,2 до 55,2, по увеличению прибыли — 57,9 и 50,5, по росту персонала — 39,2 и 33,9, по капитальным вложениям — 47,3 и 39,9, по закупкам услуг (аутсорсинг) — 23,2 и 24 (прирост!), по текущим расходам — 52,8 и 49, наконец, сальдо фирм по намерениям поднять расценки на свои услуги уменьшилось с +36,8 до +31,9%.
Конкретные сферы услуг представлены бизнесом финансовым, почтовым и телекоммуникационным, транспортным и складским, арендным и по предоставлению рыночных услуг, гостиничным и ресторанным, а также оказывающим прочие услуги. Во всех этих сферах сальдо компаний, прогнозирующих рост уровня своей активности, тоже снизилось, но осталось на хорошей высоте. Правда, если в предыдущем исследовании лидерами по оптимизму были почтовые и телекоммуникационные фирмы, то теперь во главе оказались финансисты (+65,8%).
То же случилось и в отношении прогнозов по увеличению выручки компаний и прибыли (соответственно +68,8 и +62% в финансовом секторе), а вот по части ожидания роста объемов новых заказов почтовики сохранили лидерство (+68,4%). Далее «солирует» транспортный и складской бизнес: по намерению увеличивать персонал (+44,6%, причем с ростом на 3,8 пункта), капитальные вложения (+52,1%) и аутсорсинг (+30,2%).
Высоки ожидания роста производственных расходов. Тоньше всех его улавливает гостинично-ресторанный бизнес (+63,6%). Но что любопытно: по сравнению с данными на осень прошлого года почти во всех сферах эти ожидания уменьшились, особенно в секторе почтовых и телекоммуникационных услуг (с +60,6 до +46,4%). Подросли опасения по затратам только среди транспортных и складских компаний (с +47,6 до +50,9%). Тем не менее, хотя последние и лидируют по намерениям поднять расценки на свои услуги (+42,8%), у них, как и у всех, относительно прошлой осени такое желание убавилось. Особенно поутихло в финансовой сфере (снижение с +26,9 до +16,9%).
Конечно, самое интересное — данные по странам, подробнее ознакомиться с ними позволяет таблица. Но все же отметим одну особенность. Во всех государствах, кроме России, намерение компаний поднимать цены на свои услуги меньше «страхов» перед ростом издержек. Особенно приятно здесь смотрится Китай: по предчувствию увеличения расходов его фирмы стоят на 2-м месте (+52,9%), причем они единственные, у кого по сравнению с осенью 2007-го имеется прирост этих ожиданий, и заметный — на 8,7 пункта, однако прибавка к сальдо компаний, думающих поднять цены, составила только 3,4 пункта, до +19,5%, — самый низкий показатель среди стран БРИК.
То ли дело мы! Наши предприятия в сфере услуг — чемпионы по ожиданиям роста издержек (+69,4%). Надо признать, правильные опасения, тем более когда желающих поднять расценки на услуги (+75,7%) еще больше, чем опасающихся. Да, это бизнес по-нашему, по-российски…