Существует несколько механизмов улучшения экологической обстановки в регионах, например административно-командные ограничения или штрафные санкции. Одним из рыночных механизмов может стать лицензирование сброса отходов. Оценить его экономическую составляющую поможет модель, разрабатываемая Центральным экономико-математическим институтом.
Модель лицензирования сброса отходов предназначена для мониторинга влияния на выпуск продукции введения квот на загрязнения окружающей среды. Она позволяет рассмотреть также вхождение нового предприятия на рынок квот и изменение на нем равновесия.
В качестве инструмента экологической политики используется ограничение на допустимый уровень загрязнения, то есть продажа прав на загрязнение окружающей среды, распределение ограниченного количества лицензий на сброс отходов между хозяйствующими субъектами — источниками загрязнения.
У каждого хозяйствующего субъекта или групп субъектов, в ходе деятельности которых осуществляется загрязнение окружающей среды, существует возможность:
-
уменьшить это загрязнение, затратив средства на изменение технологического процесса производства или установив очистные сооружения;
-
купить право на ограниченное загрязнение окружающей среды.
Соотношение стоимости выброса отходов (стоимости прав на загрязнение) и затрат на уменьшение загрязнения окружающей среды дает его оптимальный объем.
У разных хозяйствующих субъектов разные расходы на уменьшение уровня загрязнения. Равновесие будет достигнуто в том случае, когда затраты, направленные на борьбу с загрязнением, сравняются для любых его источников. Хозяйствующим субъектам, имеющим высокий уровень загрязнения, придется покупать дополнительные лицензии, что, в свою очередь, будет подталкивать их к уменьшению выбросов.
Для функционирования рынка квот на загрязнения необходимо, чтобы лицензии стали объектом свободной купли-продажи. В качестве рыночного механизма предлагается создание биржи квот, осуществляющей «выпуск» и куплю-продажу лицензий, дающих право на загрязнение окружающей среды.
Во избежание манипулирования рынком квот на выбросы (спекуляций) в прототипе модели введен ряд ограничений на торговлю лицензиями. Купленную лицензию нельзя перепродавать. Лицензии можно покупать небольшими лотами в порядке общей очереди заявок. По окончании периода ее действия она автоматически аннулируется. После достижения равновесия на рынке ограничения могут быть сняты.
В модели учитывается изменение выпуска предприятий в связи с сезонностью, перебоями поставок сырья и т.д., что допускает незначительные колебания цены лицензии. Для каждого хозяйствующего субъекта в модели задаются следующие параметры:
-
процент затрат на сброс отходов в себестоимости продукции;
-
стоимость изменения технологического процесса или установки очистных сооружений для уменьшения на единицу выбрасываемого вредного вещества;
-
уровень затрат на уменьшение загрязнения, при котором предприятие будет вынуждено сократить выпуск продукции.
В дальнейшем предполагается построение модели с несколькими показателями по загрязнению и моделированию биржи с соответствующими видами лицензий. Это обусловлено необходимостью мониторинга влияния на выпуск предприятий региона после введения квот. Если процесс выпуска продукции связан с выбросами различных (несопоставимых) видов вредных веществ, то нужно учитывать суммарные затраты на право загрязнения в себестоимости продукции.
Механизм платы за право на загрязнение применим не только к хозяйствующим субъектам, но и к определенным группам субъектов, в частности к автомобилистам. Для сокращения количества автомобилей в расчете на одну семью, стимулирования использования экологически чистого транспорта и развития общественного транспорта региона с помощью модели можно рассчитать налог на загрязнение.
Налог (право на загрязнение) пересчитывается на основе фиксирования суммарного выброса автомобилями вредных веществ за определенный период времени. В случае установки автомобилистом специального очистного глушителя или использования машин с гибридным двигателем и применением других способов очистки выбросов налог для таких типов автомобилей снижается.
Для сокращения транзитных потоков автомобилистам предлагается оставить машину на стоянке или приобрести пропуск. В качестве варианта «не загрязнять» можно оставить транспортное средство на специальной стоянке на окраине региона и продолжить движение на общественном транспорте. В этом случае платой являются те неудобства, которых можно было бы избежать, будучи в автомобиле.
Одновременно предлагается плата за въезд в регион в виде разового налога за загрязнение сроком действия, например 24 часа. В этом случае количество пропусков не ограничивается. Модель позволяет рассчитать цену пропуска.