В администрации Самары начала успешно действовать автоматизированная система муниципального заказа. Первый электронный аукцион проведен без проблем и накладок. Это означает, что реформирование системы муниципальных закупок, стартовавшее в начале 2007 года, фактически завершено.
Внедрение системы электронных закупок — беспрецедентный для муниципалитета случай. На федеральном уровне доля электронных аукционов составляет всего 1% от их общего числа. Сейчас электронные торги проводятся лишь в крупнейших субъектах Федерации. Между тем в ближайшие 5—10 лет на систему электронных закупок планируется перевести всю страну. Уже к 2010 г. все государственные и муниципальные заказы должны размещаться на едином федеральном сайте.
Городской округ Самара справился с переходом на новую схему работы одним из первых и в сжатые сроки. Уже сейчас участники электронных аукционов могут оценить преимущества работы в новой системе. Если ранее поставщики и сотрудники администрации ежемесячно тратили на совместные заседания от 63 до 188 часов, теперь и те и другие могут работать дистанционно, не покидая рабочего места. Уменьшился и пакет документов, которые должны предъявлять городским властям потенциальные поставщики. Кроме того, электронные аукционы проводятся анонимно, что исключает возможность сговора участников или предвзятого к ним отношения. Система сама определяет победителя исходя из предлагаемой цены контракта.
Для удобства заказчиков и поставщиков в настоящее время сохраняются оба вида подачи сведений — как электронный, так и привычный «бумажный». Окончательный переход на электронный формат муниципального заказа планируется городскими властями в течение ближайших нескольких месяцев.
А вот на официальном сайте Правительства Саратовской области электронная торговая площадка, одним из предназначений которой является проведение электронных аукционов на закупки продукции для государственных нужд области, действует уже более 5 месяцев. За это время тут был проведен 331 электронный аукцион, в котором приняли участие 1443 поставщика. Общая стоимость размещенных заказов составила 151 млн руб., причем было сэкономлено 46 млн бюджетных руб.
По словам министра области Людмилы Ждановой, в ведении которой находятся вопросы координации закупок для госнужд, к середине текущего года количество электронных аукционов значительно возрастет, так как к настоящему времени все государственные заказчики области получили техническую возможность проводить электронные торги.
Практика показала, что электронный аукцион, без преувеличения, самая удобная форма торгов как для государственных заказчиков, так и для поставщиков. Для первых из них преимущества заключаются в том, что не требуется создавать аукционную комиссию и разрабатывать документацию о торгах, достаточно публичного извещения и протокола об итогах аукциона. Сбор заявок на участие в аукционе и его проведение осуществляет автоматизированная система, что снижает издержки заказчика и уменьшает вероятность нарушения установленных законодательством процедур. Существенно уменьшается срок проведения аукциона в сравнении с традиционными торгами.
Поставщики, в свою очередь, могут участвовать в аукционе на любом расстоянии от места его проведения. Они освобождаются от необходимости формировать пакет документов для участия в каждом конкретном аукционе. Не требуется также обеспечение заявки, что очень привлекательно для малого бизнеса.
Преимущество заключается в том, что, во-первых, электронный аукцион исключает контакты заказчика и участника размещения заказа до момента заключения контракта, чем значительно снижает возможности для злоупотреблений со стороны заказчика; во-вторых, ценовая конкуренция между поставщиками в реальном времени позволяет добиться существенного снижения стартовых цен и соответственно экономии бюджетных средств.