Прошлый год был необычным для бюджета Красноярского края. Главная его особенность в том, что с 1 января бюджет стал общим для всего объединенного региона.
По итогам года консолидированный бюджет Красноярского края был исполнен по доходам на 106,5% и достиг 139,6 млрд руб. Это самый высокий показатель среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ. Расходы бюджета на 18,7 млрд руб. превысили прогнозные и составили 120,7 млрд руб. Ожидается, что в 2011 г. доходная часть консолидированного бюджета прирастет еще на 32 млрд руб. за счет реализации крупных инвестиционных проектов и роста экономики края в целом.
Рост доходов был обеспечен главным образом за счет дополнительных отчислений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ. Львиная доля дополнительных налоговых поступлений была обеспечена крупнейшим налогоплательщиком края — Заполярным филиалом ГМК «Норильский никель».
В целом структура доходов бюджета остается стабильной на протяжении последних лет. Около 70% его доходов формируется за счет налогов на прибыль и имущество организаций, а также налога на доходы физических лиц.
Порадовали власти региона и бюджеты муниципальных образований. 60 из 62 городов и районов края перевыполнили первоначальный прогноз по собственным доходам. В целом за последние 5 лет выстроенная в крае система межбюджетных отношений позволила территориям фактически удвоить свои доходы.
В итоге усилия властей обеспечили краю 4-е место после Москвы, Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа в международных кредитных рейтингах.
Очередная серьезная задача краевых финансистов — формирование трехлетнего бюджета. Первый шаг был сделан в прошлом году, когда утвердили среднесрочный финансовый план.
По словам заместителя губернатора края Михаила Котюкова, трехлетний бюджет дает возможность постановки среднесрочных задач. «Некоторые вопросы объективно невозможно решить за 12 месяцев, — заявил он «ЭЖ», — и когда бюджет принимается на один финансовый год, приходится каждый раз обосновывать необходимость финансирования, доказывать сумму и прочее. При трехлетнем бюджетировании поставленная однажды задача разбивается на несколько этапов, обеспеченных финансированием в каждом финансовом году. К тому же такой бюджет исключает необходимость аврального освоения средств в конце года. К сожалению, финансовая система в любом регионе и в целом по стране этим страдает — на IV квартал приходится более 35% расходов всех бюджетов. Это, в свою очередь, подстегивает инфляцию в конце года».
Конечно, при переходе на среднесрочное планирование есть определенные трудности, поскольку не все пока готовы к прогнозированию параметров более чем на год. Однако краевые финансисты давно занимаются подготовкой к переходу на новую систему бюджетирования и разработали необходимые методические материалы для муниципальных образований, создали все предпосылки для эффективной работы в рамках среднесрочных бюджетов.
Первые региональные бюджеты на 3 года в России уже приняты. «Пока это дотационные регионы, которым гораздо проще рассчитать прогнозные показатели, чем регионам-донорам, — продолжил М. Котюков. — Однако Минфин России ставит задачу перейти на трехлетний бюджет всем субъектам, и думаю, в течение 2 лет это станет общей практикой бюджетного процесса в Российской Федерации. Что же касается Красноярского края, то порядка 10—15 наиболее активных муниципальных образований готовы к среднесрочному планированию в этом году».