Решения в пользу налогоплательщиков
Суд указал, что разница между возмещенной налогоплательщику суммой НДС и установленной к возмещению суммой данного налога по своей правовой природе не является недоимкой.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.04.2008 № А29-3024/2007)
Суть дела |
По результатам выездной проверки предпринимателя инспекция установила, что сумма НДС к уплате в бюджет за IV квартал 2005 г. отсутствует, а сумма данного налога к уменьшению составляет 124 543 руб. В марте 2006 г. налогоплательщик представил уточненную декларацию за указанный квартал, в которой заявил вычеты на 203 752 руб., при этом сумма налога к уменьшению составила 169 356 руб. Исходя из данной суммы, ИФНС перечислила предпринимателю на его расчетный счет 121 902 руб., а 47 453 руб. были зачтены в счет недоимки по налогу и задолженности по пеням. Впоследствии, посчитав разницу между возмещенной предпринимателю суммой в размере 169 356 руб. и установленной проверкой суммой к возмещению в размере 124 543 руб. недоимкой по уплате НДС, инспекция доначислила налогоплательщику 44 812 руб. данного налога. Было принято решение о взыскании недоимки, штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ и пеней, которое суд признал необоснованным. |
Решение суда |
Согласно ст. 11 НК РФ недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленной законодательством срок.
|
Организация правомерно предъявила к возмещению суммы НДС, уплаченные подрядчикам при капитальном строительстве объектов, поскольку в период возмещения эти объекты не были использованы налогоплательщиком для операций, не облагаемых данным налогом.
(Постановление ФАС Уральского округа от 30.04.2008 № Ф09-2997/08-С2)
Суть дела |
При проведении камеральной проверки инспекция сделала вывод о завышении ЗАО вычетов по НДС в части сумм данного налога, уплаченного обществом подрядчикам за работы по капстроительству. Суд не согласился с таким выводом. |
Позиция налогового органа |
Работы подрядных организаций приобретены налогоплательщиком не для облагаемых НДС операций, поскольку согласно подп. 22 и 23 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения операции по реализации жилых домов и помещений, а также операции по передаче доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Поэтому общество не имело права предъявлять к вычету суммы, уплаченные им подрядчикам при возведении жилых домов. Эти суммы следовало включать в стоимость объектов недвижимости согласно п. 2 ст. 170 НК РФ.
|
Решение суда |
Из пункта 6 ст. 171 НК РФ следует, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), принятые к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 данного Кодекса, подлежат восстановлению в случае, если эти объекты в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170, за исключением основных средств, которые полностью амортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
|
Замечание эксперта |
Статья 170 НК РФ определяет порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации. Согласно п. 2 данной статьи, ссылка на который содержится в п. 6 ст. 171 НК РФ, суммы данного налога, предъявленные покупателю продавцом, учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае их приобретения для использования в операциях, не подлежащих обложению НДС.
|
Услуги по аренде цистерн и работы по их ремонту, оказанные и выполненные налогоплательщиком согласно договорам, заключенным с экспортером, признаны подлежащими обложению нулевой ставкой НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Суть дела |
Инспекция признала необоснованным применение ЗАО вычетов по НДС в связи с тем, что оказываемые им услуги по аренде цистерн и выполненные работы по их ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию экспортируемых товаров. Суд не согласился с выводом ИФНС. |
Позиция налогового органа |
К оказанию услуг по сопровождению и экспедированию аренда цистерн не относится. В Государственном стандарте РФ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» поименован перечень услуг, относящихся к экспедиторским. Работы по ремонту цистерн в классификации экспедиторских затрат отсутствуют. Поэтому согласно п. 9 ст. 165 НК РФ реализация таких операций подлежит обложению НДС по ставке 18%. |
Решение суда |
Из подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0%. При этом положение данного пункта распространяется на работы и услуги по сопровождению, транспортировке и перегрузке экспортируемых за пределы России товаров и иные подобные работы (услуги).
|
Замечание эксперта |
Обратим также внимание на следующее. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевой ставкой НДС облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 данной статьи. А в этом подпункте речь идет о товарах, вывозимых в таможенном режиме экспорта, а также о товарах, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Однако из содержания абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что льготной ставкой облагаются также работы и услуги, связанные как с вывозом, так и с ввозом товаров. При этом законодатель не указывает таможенный режим, под который должны быть помещены эти товары. |
Решения в пользу налоговых органов
Право на осуществление торговли без применения ККТ зависит не только от места осуществления торговли, но и от обустроенности данного места, а также способа реализации товара.
(Определение ВАС РФ от 30.04.2008 № 5673/08)
Суть дела |
Инспекция, установив, что индивидуальный предприниматель осуществлял торговлю на рынке без применения контрольно-кассовой машины, привлекла его к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Суды признали решение ИФНС обоснованным. |
Позиция налогоплательщика |
Розничная торговля осуществлялась на открытой территории рынка с прилавка. Поэтому согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закона) хозяйствующий субъект имел право не использовать ККТ при расчетах с покупателями. |
Решение суда |
Из пункта 3 ст. 2 Закона следует, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении в том числе торговли на рынках, ярмарках, а также на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинах, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
|