Отчетность по налогу на имущество

| статьи | печать

На вопросы читателей, связанные с представлением отчетности по налогу на имущество, отвечает Ольга Хритинина, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

 

Отчетность при наличии льгот

В каком порядке должны заполняться налоговые декларации и налоговые расчеты по налогу на имущество организаций в случае, если организация имеет право на две и более льготы по нему (за исключением льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки)?

 

Согласно п. 5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.02.2008 № 27н, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно, в частности в отношении имущества, льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки).

Таким образом, при наличии у налогоплательщика двух и более льгот по налогу на имущество заполняется необходимое количество Разделов 2 Декларации.

При этом в графе 3 по строкам 020—140 конкретного Раздела 2 Декларации указывается по состоянию на соответствующие даты стоимость имущества для целей налогообложения, в отношении которого заполняется данный Раздел, а в графе 4 по строкам 020—140 указывается стоимость льготируемого имущества.

В строке 160 соответствующего Раздела 2 Декларации указывается код налоговой льготы в соответствии с кодами налоговых льгот, приведенными в Приложении № 3 к Порядку заполнения декларации.

В аналогичном порядке заполняются налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций.

 

Как указать КПП

Каковы особенности указания кодов КПП в налоговой отчетности по налогу на имущество? И как правильно заполнять реквизиты в платежных документах на перечисление сумм данного налога?

 

В соответствии с Порядком заполнения Декларации в верхнем поле каждой страницы Декларации по налогу на имущество (налогового расчета по авансовому платежу) необходимо указать КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, куда она представляется.

Таким образом, в Декларации, представляемой по месту нахождения организации, необходимо указать КПП, который присвоен ей в налоговом органе по месту ее нахождения, то есть КПП, указанный в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

КПП, присвоенный организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, должен указываться в налоговой Декларации (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения данного обособленного подразделения.

В Декларации (налоговом расчете), представляемой по месту нахождения объекта недвижимости, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога, должен быть указан КПП, присвоенный организации по месту нахождения соответствующего объекта недвижимости.

В случае если организация в соответствии с вышеуказанным порядком, изложенным в п. 1.4 Инструкции, представляет одну налоговую декларацию (налоговый расчет) по подлежащему налогообложению в данном субъекте РФ имуществу или одну налоговую декларацию (налоговый расчет) по подлежащему налогообложению в муниципальном образовании имуществу, в Декларации (налоговом расчете) также указывается КПП, присвоенный налоговым органом, куда в данном случае представляется налоговая отчетность.

Например, в субъекте РФ установлено межбюджетное распределение сумм налога. Организация имеет на территории одного из муниципальных образований данного субъекта РФ несколько объектов недвижимости, по местонахождению каждого из которых состоит на учете в разных налоговых инспекциях данного муниципального образования. Организация принимает решение сдавать одну налоговую декларацию в отношении всех имеющихся в данном муниципальном образовании объектов недвижимости в одну из налоговых инспекций, в которой она состоит на учете по местонахождению одного из объектов недвижимости. В этом случае в налоговой декларации (налоговом расчете) указывается КПП, присвоенный организации по местонахождению объекта недвижимости налоговым органом, в который будет представлена налоговая отчетность.

Если, допустим, данным налоговым органом присвоено два КПП (по двум объектам недвижимости), а представляться будет одна налоговая декларация (налоговый расчет) в отношении этих двух объектов, то в Декларации (налоговом расчете) на всех страницах должен быть указан любой из присвоенных этим налоговым органом КПП.

Что касается вопроса заполнения платежных поручений на перечисление сумм налога, то расчетные документы на перечисление исчисленного налога (авансового платежа) являются вторичными по отношению к начислениям и оформляются на основании исчисленных и отраженных в соответствующих формах налоговой отчетности суммах налогов (авансовых платежей), в связи с чем в платежных документах указываются реквизиты, в частности КПП и код по ОКАТО, указанные в соответствующей налоговой декларации (налоговом расчете).

 

Порядок указания ОКАТО

Чем обусловлена необходимость указания в налоговых декларациях и налоговых расчетах по авансовым платежам по налогу на имущество кодов по ОКАТО и каков общий порядок их указания?

 

Необходимость их указания связана с региональным характером налога, возможность распределения которого между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом предусмотрена ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, и с вытекающей отсюда необходимостью реализации контроля налоговым органами соответствия сумм начислений налога (авансовых платежей по нему) по налоговым декларациям (налоговым расчетам) с мобилизуемыми в соответствии с платежными документами в соответствующий бюджет суммами налога.

Код по ОКАТО приводится в форме налоговой отчетности в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.95 № 413.

Код ОКАТО указывается для города без районного деления, внутригородского района для городов с районным делением, поселка городского типа, аула, рабочего поселка, курортного поселка, поселка сельского типа, населенного пункта, поселка при станции, села, деревни, слободы, станицы, хутора и.т.п.

Не допускается указывать коды ОКАТО субъектов РФ, их районов, сельских администраций, сельсоветов, округов и т.п.

 

Реорганизация до окончания налогового периода

Как представляется и заполняется налоговая декларация по налогу на имущество, если организация была реорганизована до окончания календарного года путем преобразования в новое юридическое лицо?

 

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, с момента реорганизации в форме преобразования к вновь созданной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, которое с указанной даты прекратило свое существование.

В соответствии со ст. 50 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников).

При преобразовании одного юрлица в другое его правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

В связи с этим, если реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации и снятия его с налогового учета в установленном порядке в налоговый орган не была представлена налоговая декларация по налогу на имущество за последний налоговый период, указанная декларация за соответствующий налоговый период должна быть представлена организацией-правопреемником. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (правопреемниками). Однако в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

При исчислении налога на имущество за ликвидируемое, в рамках реорганизации, юридическое лицо за период времени, предшествующий его ликвидации, необходимо учитывать следующее.

Пунктом 1 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Порядок исчисления среднегодовой (средней) стоимости имущества определен п. 4 ст. 376 НК РФ, устанавливающей зависимость указанной величины от общего количества месяцев налогового (отчетного) периода. При этом главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций, ликвидированных (в том числе в результате реорганизации) в течение налогового (отчетного) периода.

Следовательно, расчет среднегодовой стоимости имущества реорганизуемых в рамках объединения в одно юридическое лицо организаций производится в общеустановленном порядке (п. 4 ст. 376 НК РФ), с учетом положений ст. 379 НК РФ, устанавливающей, в частности, что налоговым периодом является календарный год.

 

«Нулевая» отчетность

Организация имеет на своем балансе исключительно имущество, не являющееся объектом налогообложения в соответствии с п. 4 ст. 374 НК, каким образом его следует отразить в налоговой отчетности по налогу на имущество?

 

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Таким образом, ст. 386 НК РФ во взаимодействии с указанными нормами ст. 80 НК РФ обязывает плательщиков налога на имущество, не имеющих объектов налогообложения, представлять «нулевую» налоговую отчетность по налогу.

 

Если нет объекта налогообложения

Должна ли организация, признаваемая налогоплательщиком налога на имущество, представлять налоговые декларации (налоговые расчеты) по данному налогу в случае отсутствия объекта налогообложения и если да, то с какого момента?

 

В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию.

Таким образом, гл. 30 НК РФ обязанность по представлению налоговой отчетности по налогу на имущество ставится в зависимость от признания организации плательщиком данного налога, независимо от наличия у нее объекта налогообложения.

Следовательно, организация, признаваемая плательщиком налога на имущество, но не имеющая объектов налогообложения по нему, обязана представлять налоговые декларации по истечении налогового периода и налоговые расчеты по авансовым платежам по истечении отчетных периодов в порядке, предусмотренном ст. 386 НК РФ.

При этом следует учитывать, что поскольку плательщиком налога на имущество в соответствии со ст. 373 НК РФ признаются российские и иностранные юридические лица, то обязанность представления соответствующей налоговой отчетности возникает с момента признания российских и иностранных организаций юридическими лицами.