Налоговая служба в процессе реформирования

| статьи | печать

Не секрет, что деятельность органов исполнительной власти России далека от идеала. Это относится и к Федеральной налоговой службе. На улучшение ее работы и направлены мероприятия, о которых мы расскажем.

ФНС России: в ногу со временем

Напомним, что Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р, действующим в настоящее время в редакции от 28.03.2008, была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 гг. (далее — Концепция). Данным Распоряжением также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ подготовить программы и планы мероприятий по проведению указанной реформы.

Для воплощения рекомендаций Правительства РФ в жизнь Приказом ФНС России от 05.05.2008 № ММ-3-1/197@ утвержден План мероприятий данного ведомства по реализации Концепции на 2008 год (далее — План). Этим же Приказом создана Комиссия по реализации намеченных мероприятий и утвержден ее состав.

Самый значительный по объему раздел Плана посвящен вопросам регламентации.

Что же представляют собой упомянутые в Концепции регламенты и каким критериям они должны отвечать?

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679.

Данным документом, в частности, определено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие указанного органа с физическими и юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Необходимо подчеркнуть, что регламенты не должны устанавливать для лиц-заявителей не предусмотренные законодательством обязанности и иным образом нарушать их права. Как показывает практика, данное условие соблюдается не всегда. В качестве примера можно назвать утвержденный Приказом ФНС России от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@ Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, который впоследствии был отменен.

Вот некоторые сферы, для которых ФНС России планирует подготовить проекты регламентов:

  • бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов, о правах и обязанностях подконтрольных лиц, о полномочиях налоговых органов, о представлении форм деклараций и их заполнении;
  • выдача специальных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий;
  • государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и ведение реестров данных хозяйствующих субъектов;
  • лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля такой продукцией;
  • регистрация ККТ;
  • лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • ведение единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • осуществление контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

 

СПРАВКА

Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков уже утвержден Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 № 9н и зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2008 г. (подробнее см. «ВПК» № 19, стр. 7).

Поэтому непонятно: то ли налоговое ведомство собирается разрабатывать новый регламент в указанной сфере деятельности, то ли в План включено уже выполненное мероприятие.

Известно, что Президент РФ Дмитрий Медведев четко обозначил свою позицию, направленную на поддержку бизнеса (особенно среднего и малого) и его защиту от бюрократизма. Будем надеяться, что разработчики проектов административных регламентов учтут это.

 

Борьба за «чистые руки»

Один из разделов Плана посвящен оптимизации функций органов исполнительной власти и противодействию коррупции.

В частности, предусмотрено подготовить предложения по разработке информационно-аналитической системы, позволяющей выявить признаки вовлечения работников налоговых органов в противоправную деятельность. Планируется разработать модель деятельности структур безопасности ФНС России, дающую возможность на основе информационных ресурсов указанных органов, а также информации, получаемой из внешних источников, формировать исходную информацию о наличии риска коррупционных проявлений среди чиновников.

Запланирована также подготовка предложений по формированию перечня программных мероприятий, направленных на разработку и создание системы обеспечения защиты служащих налоговых органов от неправомерных действий.

В этом же разделе Плана говорится об оптимизации системы закупок для государственных нужд в федеральных органах исполнительной власти.

 

Взаимодействие с налогоплательщиками

Как известно, чиновники всех времен и народов всегда были склонны превращать свою деятельность в некое «таинство», при котором легче творить произвол и брать взятки. Видимо, с целью преодоления этой негативной тенденции в План включены мероприятия по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, объединенные в отдельный раздел.

В частности, предусматривается проведение информационной кампании, связанной с легализацией заработной платы, досудебным урегулированием споров, планированием выездных налоговых проверок, оценкой рисков налогоплательщиков.

Запланировано также развитие сервисов и информационного насыщения интернет-сайтов ФНС России и управлений этого налогового ведомства по субъектам РФ. Кроме того, будет проведена информационная кампания по вопросу сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи.

 

Я вам пишу...

Преодолению барьеров, разделяющих властные структуры и «простой народ», способствуют действующие интернет-сайты государственных органов. Они позволяют не только решать информационные задачи, но и поддерживать обратную связь, необходимую для эффективного взаимодействия органов исполнительной власти и общества.

Так, войдя на сайт ФНС России (www.nalog.ru), можно узнать, как обратиться в данное ведомство в электронном виде. На этом сайте, в частности, разъясняется, что поступившие обращения физических и юридических лиц рассматриваются в сроки, установленные нормативными актами, и при необходимости направляются в соответствующие территориальные органы ФНС России по принадлежности. При этом обратившийся должен указать сведения о себе (ФИО, почтовый адрес), иначе его электронное обращение рассмотрено не будет. Определены иные условия «электронной переписки». Также разъясняется, что ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в налоговом ведомстве, направляется в письменном виде на почтовый адрес, указанный в обращении.

Электронное письмо можно направить и в Минфин РФ. Условия обращения в финансовое ведомство указаны на его сайте (www.minfin.ru).

Действующее законодательство позволяет гражданам обращаться в органы государственной власти с предложениями по улучшению их деятельности. А упоминание в Концепции о необходимости повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества позволяет сделать вывод о том, что ФНС России при реализации Плана должна прислушиваться к мнению налогоплательщиков о проводимой реформе. Ведь именно они знают все реалии деятельности налоговых органов и могут подсказать пути преодоления негативных явлений, препятствующих развитию бизнеса в нашей стране.

Поэтому желающие, воспользовавшись Интернетом, могут попытаться внести свою лепту в проведение административной реформы, в том числе и своими предложениями о содержании вышеуказанных регламентов.