Есть такая шутка про «хозяина своего слова»: сам слово дал, сам же и взял его обратно. Плохая шутка. Потому что все чаще и чаще наблюдается в жизни. Рассказанная ниже история — одна из многих.
«Письмо счастья»
Российская фирма (далее — Фирма) заключила в октябре 2006 г. с иностранной компанией (далее — Переработчик) контракт на переработку драгоценных металлов в драгоценные изделия (далее — Контракт). Контракт предусматривал переработку сырья (золота в слитках), поставленного Фирмой, на производственных площадях Переработчика вне таможенной территории РФ и изготовление продукции (ювелирных изделий) с последующей поставкой в РФ.
В начале декабря 2006 г. Фирма обратилась в таможенный орган с заявлением о выдаче разрешения на переработку золота вне таможенной территории. Заявление содержало все необходимые сведения, было подано в соответствии со ст. 197—204 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ). Заявление и определенный законодательством комплект документов были представлены Фирмой должностному лицу таможенной службы, приняты, проверены и надлежаще рассмотрены.
Далее таможенный орган выдал Фирме разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (далее — Разрешение), на основании которого она осуществляла вывоз золотых слитков с территории РФ для целей их переработки с последующим ввозом продуктов переработки в РФ с соответствующим частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов согласно закону.
Однако в конце января 2008 г. Фирма неожиданно получила «письмо счастья» — Решение Федеральной таможенной службы (ФТС) об отмене по результатам ведомственного контроля решения о выдаче Разрешения на переработку (далее — Решение).
На дату получения Решения товар уже прошел переработку в стране Переработчика, был ввезен на территорию РФ в виде продуктов переработки и проходил таможенное оформление, завершающее таможенный режим переработки. Процесс таможенного оформления товара так и не был завершен из-за отказа таможенного органа в регистрации товара под режимом переработки вне таможенной территории, что было мотивировано таможенным органом изданием ФТС Решения. Продукты переработки пришлось поместить на склад временного хранения до выяснения того, как действовать в такой неожиданной ситуации.
Доводы и контрдоводы
Норма выхода. В Решении ФТС в качестве довода для отмены Разрешения указывает, что «согласно положениям ст. 202 ТК России норма выхода продуктов переработки определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров. Согласование… производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки. При согласовании… учитываются заключения экспертных организаций, которые не представлялись».
Однако согласно п. 1 ст. 202 ТК РФ норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 202 ТК РФ.
Согласно п. 4 ст. 202 ТК РФ, если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством РФ, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2003 № 744 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей» установлено, что в отношении товаров, классифицируемых в товарной группе 71 ТН ВЭД России, таким уполномоченным федеральным органом является Минфин РФ.
Золото в слитках, вывезенное Фирмой по соответствующей ГТД для целей переработки, классифицируется по коду ТН ВЭД 7108 12 000 0 и относится к товарной группе 71 ТН ВЭД России.
Из вышеизложенных норм следует, что для операций по переработке золота в слитках для Фирмы Минфин РФ устанавливает стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей (что и было надлежаще сделано — см. ниже). В этом случае закон не возлагает на Фирму обязанность определять нормы выхода продуктов переработки «по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров», закон не возлагает на Фирму и обязанность представлять таможенному органу документы, содержащие «детальные сведения о технологическом процессе переработки» и/или «заключения экспертных организаций».
Стандартные нормы выхода продуктов переработки по Контракту были установлены Минфином РФ согласно Письму «О согласовании норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов»: норма выхода в товарной продукции — 98%, в потерях — 2%, что зафиксировано в п. 4 Разрешения на переработку. Таким образом, требования и условия, установленные ст. 202, 203 ТК РФ, при подаче Фирмой заявления и выдаче таможней Разрешения на переработку были надлежаще соблюдены.
Срок переработки. Также в Решении ФТС в качестве довода для отмены Разрешения указывает, что представленное декларантом письмо Переработчика «…не содержит какие-либо сведения о технологическом процессе переработки и нормах выхода продуктов переработки на конкретных предприятиях-переработчиках, их производственных мощностях,… и не может служить основанием для установления сроков переработки товаров. Таким образом, у таможни отсутствовали основания для согласования указанных в заявлении норм выхода продуктов переработки и сроков переработки товаров».
Но это неверно. Согласно п. 1 ст. 201 ТК РФ срок переработки товаров вне таможенной территории определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать 2 года. Согласно п. 9 Разрешения срок переработки товаров составляет 12 месяцев.
Согласно п. 1 ст. 201 ТК РФ течение срока переработки товаров при вывозе товаров партиями начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки первой партии товаров. Все партии товаров по Контракту были вывезены, а продукция ввезена в рамках 12-месячного срока переработки, установленного в Разрешении.
Идентификация. Согласно Решению ФТС «…по указанным документам не представляется возможной идентификация ввозимых на переработку товаров в продуктах их переработки ввиду того, что данные документы не содержат в себе информацию об отличительных признаках этих товаров с целью обнаружения этих признаков в продуктах переработки. Учитывая данные обстоятельства, у таможни отсутствовали основания для принятия предложенного способа идентификации ввозимых товаров в продуктах их переработки».
Но и этот довод ненадлежащий. Согласно п. 1 ст. 199 ТК РФ для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются способы, определенные в п. 1 ст. 199 ТК РФ и приемлемые для идентификации товаров исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
Согласно ст. 204 ТК РФ способ идентификации указывается заявителем в заявлении. Согласно п. 2 ст. 199 ТК РФ приемлемость заявленного способа идентификации устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами Фирма законно указала в заявлении в качестве способа идентификации предусмотренный подп. 5 п. 1 ст. 199 ТК РФ способ — «документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке подвергались вывезенные товары», а таможенный орган обоснованно и законно установил приемлемость документального способа идентификации для золота в слитках, вывозимого по Контракту, с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров и указал данный способ в Разрешении на переработку.
Номера слитков являются идентифицирующими признаками ввозимого товара и продуктов его переработки. Все представленные заявителем таможенному органу документы соответствуют требованиям ст. 199 ТК РФ и п. 6 Разрешения на переработку, позволяют однозначно идентифицировать слитки золота в продуктах переработки.
Следовательно, все требования и условия, установленные ТК РФ, при подаче Фирмой заявления и при выдаче таможней Разрешения на переработку были надлежаще соблюдены. Выходит, все правильно — сама же таможня и проверяла, когда выдавала Разрешение на переработку! Представляется, что при таких обстоятельствах у ФТС отсутствуют фактические и правовые основания для отмены Решения на переработку в порядке ведомственного контроля и применение ст. 412 ТК РФ в данном случае недопустимо.
Справочно об этой «удивительной» норме: согласно ст. 412 ТК РФ вышестоящий таможенный орган в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение нижестоящего таможенного органа. Причем то, что отменяемое решение «не соответствует требованиям действующего законодательства», вышестоящий таможенный орган устанавливает по своему усмотрению, а не в результате состязательной судебной процедуры. К сожалению, закон этого не предусматривает.
Вот и вспоминается шутка про хозяина — по сути, ФТС «в порядке ведомственного контроля» предоставлена возможность брать назад решения своего же органа.
Не афишируется, как результаты «ведомственного контроля» отражаются на деятельности работников таможенных органов, которые выдавали ныне отменяемые ФТС разрешения на переработку. Но то, что эти результаты отражаются на российских предпринимателях и потребителях, очевидно. Например, Фирму отмена Разрешения на переработку ставит перед выбором: доплатить пошлину и НДС в полном объеме как при «импорте» (только по одной поставке доплата составит около 5 млн руб.!), либо отправить груз обратно иностранному переработчику, либо отказаться от груза в пользу государства…
И еще один путь, правда, не решающий оперативно проблему с грузом: обжаловать Решение ФТС в суде. Судебная практика по подобным делам постепенно формируется и будет освещаться на страницах газеты.
ЗАО «БЮРО КОНСУЛЬТАЦИЙ «ПАГ» юридической группы
«Прайвэт Атторнейз Гроуп»,
тел. (495) 662-44-78,
www.pag-group.ru