Принципиальная возможность строительства международного перехода стала центральной темой заседания. Дело в том, что японская префектура Хоккайдо такая же далекая окраина для Страны восходящего солнца, как для России — Сахалин. Продолжение японской транспортной системы на Сахалин в форме мостового или тоннельного перехода через пролив Лаперуза, а потом и на материковую часть евразийского континента позволило бы придать новый импульс развития экономике Хоккайдо. В том, что этот проект будет иметь положительный эффект и для Сахалина, никто, похоже, не сомневается.
По всей видимости, судьба мостового перехода Сахалин — материк была ясна собравшимся и споров не вызвала. Хотя разработка проекта и начало строительства, как известно, предусмотрены в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)». Рассматривается 2 варианта строительства: либо это будет мостовое, либо тоннельное соединение длиной 7 км.
Местные строители полны решимости приступить к работе прямо сейчас. Однако без участия федеральной казны ничего не получится.
И представители администрации области, и общественность были едины во мнении, что надо активнее устанавливать контакты с японскими промышленными кругами. Ведь многие проблемы можно решить вовлечением японского бизнеса в экономику Российского Дальнего Востока.
Интересно, что среди гостей «круглого стола» была делегация консульства Японии, которая от выступлений вежливо отказалась, однако внимательно слушала выступающих.
Представитель компании «Мицуи» Т. Фукунага, посетивший недавно администрацию области, оказался гораздо разговорчивее своих соотечественников. «Для нас очень важно наладить тесный контакт между нашими территориями, — подчеркнул господин Фукунага. — Однако данное строительство очень сложное и трудоемкое, но если удастся его реализовать, то это облегчит наш бизнес».
Представители деловых кругов Японии неоднократно заявляли, что готовы вложить средства в сооружение транспортного перехода с Хоккайдо на Сахалин в случае, если Россия построит на этот остров мост или тоннель. Правда, японские судостроители и моряки опасаются, что новый транспортный коридор Токио — Лондон станет серьезным конкурентом морским перевозкам.