Форум в защиту инвестора

| статьи | печать

На днях в Екатеринбурге прошел XIII Российский экономический форум (РЭФ). Его тема «Эффективная инвестиционная политика регионов — ключевой фактор устойчивого экономического развития России» близка большинству российских регионов и нашей газете, которая выступила его информационным спонсором.

 

Впоследние несколько лет в России наблюдается инвестиционный рост. Однако он пока недостаточно устойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Тревожит и отсутствие активной государственной инвестиционной политики не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Например, Уральский федеральный округ дает 20% инвестиций в основной капитал России. С 2000 г. объем отечественных инвестиций в округ вырос более чем в 4 раза и достиг в 2007 г. 1,1 трлн руб. Объем иноинвестиций за этот же период увеличился более чем в 3 раза. Но возможности и потребности УрФО в инвестициях значительно выше. По мнению полпреда Президента в УрФО Петра Латышева, необходима концентрация инвестиций на самых масштабных проектах и снятие любых инвестиционных ограничений.

По мнению губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, главная преграда на пути инвестиций — инертность административной системы, бюрократические сложности и препоны, косность мышления. Сегодня даже крупные предприятия вынуждены приостанавливать свои инвестпроекты, так как отвода земель ждут годами. Сроки проведения экспертизы проектов вообще не поддаются планированию. За подключение к электросетям нужно отдать сумму, сравнимую со стоимостью проекта. Для малого и среднего бизнеса это непреодолимые препятствия.

В последние годы почти все субъекты РФ разработали стратегии развития. Но в большей степени они ориентированы на восстановление и поддержание накопленного потенциала, на смягчение разного рода диспропорций в развитии территорий и в конечном итоге — на сохранение структуры региональной экономики. Время же требует формирования зон опережающего развития, в которых можно сконцентрировать все виды ресурсов, создать высокотехнологичные территориально-отраслевые кластеры.

В региональной стратегии должны быть представлены прогнозные балансы по ключевым видам ресурсов. Без них невозможно разработать качественный прогноз, учесть все факторы и риски при разработке и реализации инвестпроекта.

Особенно важно поддержать инвестпроекты на их начальной стадии — этапе разработки концепции проекта, бизнес-плана, проектно-сметной документации и прохождения экспертизы. В роли такого помощника могут выступать корпорации регионального развития, содействующие инвесторам в преодолении административных барьеров, доступе к ресурсам, земле и инфраструктуре.

При этом целесообразно пересмотреть и федеральную политику по поддержке региональных проектов за счет средств Инвестфонда. Участники РЭФ предложили софинансировать не сами проекты, а создание действенных региональных финансовых инструментов.

Еще одна немаловажная задача — обеспечение организационно-управленческого сопровождения инвестпроекта. Каждый регион, муниципалитет должен иметь регламент по работе с инвесторами, определяющий действия и ответственность региональных и местных органов власти на всех этапах реализации проекта. Нужно определить механизм заключения инвестиционных соглашений и формы контроля их исполнения.

Гарантия успешного международного сотрудничества — взаимное проникновение капитала. На РЭФ предложено создать международный совет по инвестициям и сотрудничеству, разработать механизм защиты зарубежных инвестиций, развивать институт национальных рейтинговых агентств.

Декан экономического факультета Уральского госуниверситета Сергей Кадочников назвал основные причины, сдерживающие активный приход прямых зарубежных инвестиций. Среди них: значительный уровень коррупции, отсутствие системы защиты местного бизнеса. Такие факторы, как налоговые льготы и федеральные программы, на региональном уровне существенной роли не играют. В то же время в борьбе за инвестиции помогают предсказуемость регионального законодательства, региональная стратегия развития, «хорошие соседи», наличие инвестиционных рейтингов.

Еще одна тема, обсуждавшаяся на РЭФ, — госинвестиции. Судя по всему, она пока неподъемна для наших чиновников, которым приходится принимать решения: каким отраслям помогать, определять лидеров в отраслях и формы поддержки. Замминистра регионального развития Дмитрий Аратский признался, что государство пока не знает, кого поддерживать. Нужен документ, который определил бы общую инвестиционную политику РФ, регионов и бизнеса. Для этого готовятся концепция долгосрочного социально-экономического развития страны, концепция региональной политики.

Конкретные инструменты должны содержаться в отраслевых и региональных стратегиях развития. На федеральном уровне это может быть субсидирование процентной ставки по кредиту на техническое перевооружение и переход на новые технологии перспективных производств. Это снижение таможенных платежей на ввоз в страну оборудования для модернизации таких отраслей, снижение налогов на период переоснащения производств, а также инструменты в системе лизинга, размещения государственного и муниципального заказа.

На форуме прозвучала критика сложившейся практики софинансирования федеральных программ со стороны регионов. «Мне уже надоело слушать про профицит бюджета, — сказал Э. Россель. — Если профицит, то давайте выделять больше средств регионам. Я не могу отказаться от софинансирования компьютеризации школ по федеральной программе, хотя в регламенте регионального бюджета этих средств нет. Недавно подписал соглашение с госкорпорацией «Роснанотех» по развитию в Свердловской области нанотехнологий, где у нас есть колоссальные наработки. Федеральный бюджет выделяет нам на это 5,2 млрд руб., область обязуется вложить 400 млн — это нормальное соотношение. Но если в этом году в дорожное строительство мы вкладываем 12 млрд, а 1 млрд получаем от России, при том что Дорожный фонд ликвидирован и ничем не заменен, — это уже никуда не годится».

В ходе мероприятия были выработаны рекомендации, которые будут направлены в адрес высшей государственной исполнительной и законодательной власти РФ.