Поселенческий аспект повышения зарплаты

| статьи | печать

В современной российской экономике дифференциация заработной платы имеет специфику не только по отраслям и регионам, но и по типам поселения. При этом она достигает различий, беспрецедентных для экономического пространства одной страны.

 

Средний уровень оплаты труда работников в мегаполисе значительно выше, чем в крупных, средних и малых городах и поселках городского типа. О сельских поселениях говорить даже не приходится. Там средняя зарплата составляет чуть более 60% от средней по РФ. Таковы результаты исследования уровня жизни населения России на примере крупного и малого городов, проведенного сотрудниками лаборатории проблем распределительных отношений при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Эти цифры говорят о том, что оплата труда обладает поселенческими особенностями. Доведение ее минимального размера до уровня прожиточного минимума — актуальнейшая задача государственного регулирования.

Чтобы полнее отразить данные особенности, были выполнены расчеты объема средств, необходимых для повышения оплаты труда низкооплачиваемых работников до уровня прожиточного минимума в разных типах поселения: мегаполисе, крупном и среднем городах, малом городе и поселке городского типа (ПГТ), сельской местности.

В качестве статистической базы использовались данные Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия населения в социальных программах, проведенного Росстатом в 2003 г.

Более чем в 2 раза отличаются данные по мегаполисам от сведений по сельским поселениям. У работников, проживающих в мегаполисах (4,8% от общей численности занятых), средняя оплата труда выше уровня в целом по РФ на 34%, тогда как у живущих в сельских поселениях (22,2%) — ниже на 38%.

Еще больше различаются доли респондентов, зарабатывающих ниже прожиточного минимума, — разрыв между названными типами поселения по этому показателю доходит до 3 раз. Вследствие таких различий существенно расходятся поселенческие уровни бедности. Так, в мегаполисах бедными оказались 21% работающих респондентов, а в сельской местности — 64%, то есть абсолютное большинство.

Чтобы ликвидировать низкооплачиваемость, средняя заработная плата в целом по РФ должна быть увеличена на 8,4%, в мегаполисах — всего на 3, а в селе — почти на 28%.

Распределение общего объема финансовых средств, необходимых для доведения заработков низкооплачиваемых работников разных типов поселения до прожиточного минимума, показывает, что наибольшая часть средств (40,7%) приходится на рост оплаты труда сельских работников — эта доля почти в 2 раза превышает долю респондентов сельской местности в общей численности занятых.

Данный факт говорит о том, что в селе по сравнению с городскими поселениями не только выше удельный вес низкооплачиваемых кадров, но и значительнее недостающая до прожиточного минимума заработная плата (разница между прожиточным минимумом и фактическим заработком).

Расчеты по росту средней заработной платы всех работников при доведении минимальной оплаты труда до прожиточного минимума были дополнены аналогичными расчетами отдельно по низкооплачиваемой категории занятых.

Установлено, что в среднем по экономике рост заработной платы низкооплачиваемых работников составит 155%, в мегаполисах она увеличится на 33, в крупных, средних и малых городах — на 47—54, а в сельской местности — на 85%.

Проведенные расчеты служат хорошей иллюстрацией различий как затратности, так и результативности мер по доведению заработной платы до прожиточного минимума в разных типах поселения.

Они также подтверждают, что решение этой задачи выходит за рамки собственно распределительных отношений и требует государственного содействия в области развития производства в небольших городских поселениях и особенно в сельской местности. Данный факт указывает на большую актуальность развития аграрного производства, в котором занята почти треть жителей села, а также других видов деятельности, присутствующих в спектре сельской занятости.