Перспективы экономического взаимодействия России и ЕС обсудили в Москве и в Комсомольске-на-Амуре министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко и зампредседателя по промышленности и предпринимательству Европейской Комиссии Гюнтер Ферхойген. Завершая визит в Россию, Г. Ферхойген дал интервью «ЭЖ».
Как бы вы охарактеризовали экономические отношения России и Евросоюза?
— В последние годы ЕС стал самым значимым партнером России, а она вышла на 3-е место после США и Китая. Объем нашего товарооборота составляет сегодня 180 млрд евро. За последние 7 лет он вырос почти в 5 раз. И сейчас сотрудничество в политической сфере должно догонять уровень экономического взаимодействия, чтобы в ближайшее время решить остающиеся проблемы. Необходимо выйти на новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.
Что касается вступления России в ВТО, мое личное мнение: этот вопрос зависит от политической воли обеих сторон, но особенно российской. Полагаю, что Россия прежде всего должна создать сильную промышленную базу и стать сильным конкурентом таких стран, как Китай и Индия. Это не только в ее интересах, но и в интересах ЕС.
Однако, чтобы этого добиться, надо разрабатывать и выпускать новые инновационные продукты, формировать емкий рынок. И сотрудничество в сфере наукоемких и высоких технологий сделает Россию и ЕС идеальными партнерами.
Каков же тренд взаимодействия сторон?
— Россия и ЕС достигли понимания, что один из самых актуальных вопросов — гармонизация наших законодательств, стандартов и правил в промышленной и экономической сфере для того, чтобы убрать все ненужные барьеры на пути сотрудничества.
С министром В. Христенко мы обсудили шаги по развитию сотрудничества в 2 конкретных направлениях. Во-первых, рассмотрели варианты содействия в развитии малых и средних предприятий, создания благоприятных условий для организации их деятельности на рынках ЕС и России. Во-вторых, договорились незамедлительно начать работу по широкому освоению энергосберегающих и экологически чистых технологий. В ближайшее время ЕС намерен начать разработку принципов и стандартов для повышения эффективности энергоемких секторов промышленности. И было бы полезно, чтобы Россия присоединилась к этому начинанию.
Если говорить об энергосбережении и решении проблем глобальной энергобезопасности, то, очевидно, что страны Европы стремятся уйти от нефтегазовой зависимости, обращаясь к альтернативным источникам энергии, возобновляемым энергоносителям. Как на этом фоне будет развиваться сотрудничество с Россией?
— Рассматривая стратегию экономического развития ЕС, можно утверждать, что потребление углеводородов на континенте только увеличивается. Хотя к 2020 г. 20% энергии в ЕС начнут давать альтернативные источники, по экспертным оценкам, 80% спроса на энергоресурсы к 2030 г. все еще будет удовлетворяться за счет ископаемых энергоносителей. Значит, нынешняя роль России как поставщика углеводородов и энергии сохранится, а скорее всего станет возрастать. Поэтому необходимо обеспечить приток инвестиций в нефтегазовую сферу России.
Нам вместе предстоит решить также вопросы безопасности поставок и закупки по разумным ценам в обоюдных интересах. Кроме того, сегодня укрепляется и углубляется взаимодействие между поставщиками и потребителями энергии. Так что обе стороны должны быть заинтересованы в стабильном или даже снижающемся спросе.
От рынка энергоресурсов мир движется к рынку энергетических технологий. При этом проблема глобальной энергобезопасности хотя и будет трансформироваться, но останется не менее острой. И единственный путь ее решения по-прежнему — глобальный диалог и сотрудничество. Это еще более верно для следующего, условно говоря, послезавтрашнего этапа, когда главная ставка будет сделана на термоядерную энергетику в качестве одного из путей решения глобальной энергетической проблемы человечества.
Недавно ЕС вместе с Россией приступили к разработке технического проекта Международного экспериментального реактора ядерного синтеза. Программа рассчитана как минимум на 50 лет и потребует значительных инвестиций.
Мы сотрудничаем с вашей страной также в области возобновляемых источников энергии, в частности по созданию экологически чистого биотоплива. И Россия может стать поставщиком этого нового продукта.
Какие еще направления сотрудничества могут быть рассмотрены на саммите в Ханты-Мансийске?
— Возможность организации фармацевтических производств на территории России с участием европейских промышленных групп может стать темой для обсуждения, если учесть, что РФ сегодня особое внимание уделяет разработке стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности как отрасли высокой социальной значимости.
России и Евросоюзу предстоит решить вопросы торговли ядерными материалами и синхронизации энергосистем России и СНГ (ЕЭС/ОЭС) со странами ЕС (UCTE).
Также могут быть затронуты перспективы вполне успешного диалога в сфере космоса, который включает следующие программы: дистанционное наблюдение за Землей, глобальную навигацию на основе проекта ГАЛИЛЕО-ГЛОНАСС, развитие спутниковой связи, проведение космических запусков, исследование космоса, разработку и внедрение космических технологий.
Российские и европейские ученые совместно работают над проведением космических исследований в области естественных наук, опираясь на обширный опыт, полученный в ходе реализации программ пилотируемых космических полетов.
На фоне этих примеров сотрудничества проблема таможенных тарифов на необработанную древесину кажется незначительной, но и ее наверняка коснутся хотя бы в кулуарах саммита?
— Действующие экспортные пошлины на кругляк нарушают стандарты и обязательства, принятые Россией, и это серьезная тема для переговоров. Хотя могу напомнить, что с США у Евросоюза было разбирательство даже по такому пустяковому вопросу экспорта, как куриные тушки. Но лично мне сложно понять ситуацию, когда страна, имеющая самый большой потенциал древесины в мире, вынуждена импортировать продукты из древесины.
Если Россия действительно стремится стать сильным игроком на глобальном рынке, то ей надо прежде всего взяться за создание мощной перерабатывающей базы и развитие экспорта. Этому, несомненно, будет способствовать хорошо налаженная торговая политика.
И кроме того, российское руководство должно четко понимать, что мощный инвестиционный поток, который льется сегодня в Россию, не вечен. Поскольку в данном случае мы наблюдаем реинвестирование российских же денег, которые первоначально инвестировались в западную экономику, а сейчас просто возвращаются назад. Доказательство тому — факт, что самые крупные инвестиции поступают из Люксембурга, Швейцарии и Кипра.
Что сегодня реально мешает сотрудничеству России и ЕС?
— Нормативные акты в сфере торговли достаточно расплывчаты. И страны часто интерпретируют их по-своему, что порой создает конфликтные ситуации. Поэтому в интересах всех будет разработка четких и понятных правовых норм, а также базы для переговоров и решения спорных вопросов.