Доживем до понедельника

| статьи | печать

В начале нового политического цикла Минэкономразвития России озвучило планы работы на текущий год. Бизнес сможет координировать свои стратегические планы с прогнозами МЭР и рассчитывать на поддержку требований о снижении НДС.

 

Большинство государевых ведомств, представляющих планы работы, вначале определяют свою миссию. Не стало исключением и МЭР, его главная цель заключается «в повышении конкурентоспособности российской экономики как основы для экономического роста и повышения качества жизни населения».

Такая формулировка миссии нашего главного экономического ведомства, к сожалению, является спорной. Конкурентоспособность, безусловно, имеет очень большое значение, но это всего лишь одно из качеств экономики. А она, как известно, обладает рядом характеристик, которые можно выразить конкретными показателями.

Более удачным представляется формулировка главной цели, данная академиком РАН Абэлом Аганбегяном, сделанная на основе анализа нынешней ситуации и высказываний руководства страны. Ее суть заключается в следующем: войти в состав пяти ведущих стран по размеру отечественной экономики, качественно изменив характер экономического роста, сориентировав его на инновационный путь развития.

Формулировка миссии, сделанная МЭР, приводит к определенной последовательности приоритетов, при которой на первое место выходит создание системы стратегического управления (ССУ).

 

Лицом к лицу прогноз не увидать

Система стратегического управления, по оценке МЭР, должна обеспечить решение ряда задач.

 

ЗАДАЧИ ССУ:

— формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития;

— развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;

— балансировка планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);

— ориентированность субъектов Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями.

 

 

Для формирования системы стратегического управления МЭР намерено завершить подготовку Концепции долгосрочного развития России до 2020 г. Чтобы она реально заработала, будет создана система развертывания ее положений в оперативные и тактические управленческие документы, в первую очередь в Среднесрочный прогноз социально-экономического развития на 2009—2011 гг.

Одновременно МЭР планирует проводить специальные мониторинговые обследования в основных отраслях экономики с целью определения соответствия тенденций их развития положениям долгосрочной Концепции.

Для бизнеса создание четкой системы стратегического управления страной будет означать возможность выстраивания своих стратегий с учетом долгосрочных планов государства. Так что можно только приветствовать намерения Минэкономразвития. Тем более что оно уже разработало соответствующий законопроект, который будет регулировать весь этот процесс, включая формы докладов о результатах и основных направлениях деятельности Правительства, госведомств и регионов.

Отметим, что здесь целесообразно использовать идею разработчиков Энергетической стратегии о применении сценарно-ситуационной модели. Подобный подход предполагает на первоначальном этапе формирование сценарных вариантов развития экономики и создание дерева целей, которые направлены на достижение этих сценарных параметров. А затем проводится корректировка сценарных вариантов и показателей дерева целей на основе анализа результатов ежегодного мониторинга.

Сам процесс стратегического управления становится более гибким и начинает учитывать изменения, которые постоянно происходят в реальной экономической жизни (более подробно см. «ЭЖ» № 11 за 2008 г., стр. 4).

 

Скромные показатели

Другим приоритетом МЭР станет переход российской экономики на инновационный путь развития и меры стимулирования развития высокотехнологичных отраслей.

Пока, несмотря на высокие общие темпы экономического роста, добиться перелома в динамике его качественных показателей не удалось, и на ближайшие годы Правительство вынуждено ставить достаточно скромные задачи.

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции повысится, согласно прогнозам МЭР, с 5,6% в нынешнем году до 6,3% в 2010 г. А расходы на исследования и разработки увеличатся за этот же период с 1,05 до 1,3% от ВВП.

Ведомство Эльвиры Набиуллиной собирается приложить максимальные усилия, чтобы в текущем году заработали в полную силу государственные институты развития, предназначенные для стимулирования приоритетных отраслей экономики.

 

ПЛАНЫ РВК

В 2008 г. в рамках деятельности Российской венчурной компании (РВК) планируется провести 2-й и 3-й конкурсные отборы венчурных фондов. На приобретение паев планируется направить до 12 млрд руб. В итоге финансовую поддержку на стадии «старт-ап» в течение следующих нескольких лет получат свыше 300 инновационных проектов в высокотехнологичных сферах, в том числе в сфере биотехнологий, нанотехнологий, информационно-телекоммуникационных систем, авиационных и космических систем, энергетики и энергосбережения. Кроме того, запланировано проведение конкурса по созданию фонда «посевного» финансирования на ранней стадии.

 

 

Отрадно, что МЭР собирается активизировать работу РВК, но было бы еще лучше, если бы в числе плановых показателей на 2008 г. оказались параметры работы тех венчурных фондов, конкурсный отбор по которым уже прошел в прошлом году. Ведь деньги из федерального бюджета истрачены немалые, необходимо показывать пусть промежуточные, но конкретные результаты.

Еще большую сумму министерство намерено израсходовать на развитие особых экономических зон (ОЭЗ).

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ОЭЗ

В 2008 г. министерство планирует обеспечить:

— строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ на сумму более 17 млрд руб., в том числе строительство административно-деловых центров, инновационной инфраструктуры, внешней транспортной инфраструктуры, внутренней транспортной инфраструктуры, инженерных сетей, центров инноваций и технологий, таможенной инфраструктуры и др.;

— организацию и проведение конкурса по отбору заявок на создание портовых ОЭЗ, проведение мероприятий по их созданию;

— создание благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности в ОЭЗ;

— привлечение новых резидентов в ОЭЗ (не менее 30 резидентов в промышленно-производственные ОЭЗ, которые обеспечат около 16,6 млрд руб. инвестиций, не менее 70 резидентов в ТВЗ, которые обеспечат около 1,7 млрд руб. инвестиций).

 

 

Однако и здесь возникает похожая проблема. МЭР в своих планах закладывает уровень бюджетных инвестиций и капиталовложений частных инвесторов. Но хотелось бы видеть, какую продукцию и в каких объемах будут выпускать компании, ставшие резидентами ОЭЗ. Исполнение целевых показателей, особенно в части привлечения средств частных инвесторов, желательно контролировать по итогам года и озвучивать столь же публично, как и плановые параметры.

 

Хотя бы 12

В качестве отдельного приоритетного направления работы МЭР выделяет совершенствование налоговой системы. Она должна стимулировать воплощение в жизнь именно инновационного сценария развития российской экономики. Самая важная налоговая новация Министерства будет направлена на снижение налога на добавленную стоимость.

 

СУДЬБА НДС

Минэкономразвития осуществляет подготовку предложений, направленных на унификацию и установление ставки НДС на уровне 12%.

 

Бизнес-сообщество, как известно, настаивает на снижении ставки налога до 10%. Его доводы просты: сегодня выпуск продукции более высокого передела «наказывается» НДС. За 2—3 года, по мнению президента РСПП Александра Шохина, расширится производство, а, следовательно, база пресловутого налога и бюджетные потери будут компенсированы. Кроме того, схемы лжевозврата НДС станут нерентабельными. Наконец небольшое и поэтапное снижение ставки не будет ощутимым для бизнеса: от четверти до трети НДС съедается судебными издержками на возврат налога.

Максимальный добавочный продукт создается интеллектуальным трудом в инновационном бизнесе, и снижение налога даст возможность увеличить инвестиции в этот сектор, считает председатель «Деловой России» Борис Титов. Цена обналички — порядка 10%, ставка НДС на этом уровне приведет к массовому выходу предприятий из тени.

Напомним, что Минфин России по-прежнему считает нецелесообразным резкое снижение ставки НДС. Поэтому публично озвученная позиция МЭР, столь близкая к мнению бизнес-сообщества, особенно важна именно сейчас, когда определяются основные направления налоговой политики на ближайшее будущее.

Кроме того, главное экономическое ведомство предлагает увеличить в 1,5 раза сумму затрат на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в случае если эти работы привели к положительному результату в работе предприятия.

Весьма приятной для представителей нефтегазового бизнеса новостью стало заявление нового руководителя Правительства о возможном снижении налогового бремени на предприятия ТЭК. Кстати, судя по его словам, нечаянную радость можно ожидать также в ближайшее время.

Даже если экономическому блоку Правительства удастся реализовать лишь половину своих налоговых новаций, особенно уменьшение ставки НДС, это реально будет стимулировать ускоренное развитие обрабатывающих отраслей и компаний, внедряющих инновации. Ведь налоговая система в отличие от многих других инструментов экономической политики затрагивает интересы подавляющего большинства предприятий.

Однако нужно иметь в виду, что теперь последнее слово при принятии решений принадлежит новому Президенту. Дмитрий Медведев, так же как и его предшественник, будет регулярно собирать членов Кабинета министров в начале недели. Так что доживем до понедельника.,