Идет нарастание инфляции в мире. В первую очередь дорожает топливо и продовольствие, и нашей стране этого не избежать. Проблема, появившаяся в связи с этим в стране, требует одновременного решения двух задач: довести потребление населением белковых продуктов (молока, мяса, рыбы) хотя бы до уровня 1989 года и увеличить сельхозпроизводство, снизив зависимость от импорта и конъюнктуры мирового рынка (в первую очередь по мясу и молоку).
Решение обеих проблем упирается в малоплатежеспособный спрос населения. В настоящее время большая часть россиян не получает необходимого объема белковой пищи и заменяет ее калориями – хлебом и картошкой. Производители подстраиваются под спрос и выпускают продукты с заменителями полноценных ингредиентов: добавляют сою, крахмал, пальмовое масло и др. Если цены на продукты будут еще повышаться, потребление мяса и молока расти не будет.
Чтобы сделать еду доступнее, очевидно придется открыть рынок для более дешевого зарубежного продовольствия. Уже сейчас до 40% съедаемых россиянами продуктов – импортные. Однако эта мера противоречит решению другой задачи – подъему сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности. При этом отнюдь не сельчане являются главными виновниками роста цен: львиная доля надбавки достается торговым сетям, которые, пользуясь монопольным положением, диктуют условия и покупателям, и переработчикам, и производителям. Прибыль, которая должна распределяться по всей цепочке от земли до прилавка равномерно, перекачивается в торговые сети.
Какие же ресурсы есть у нашей власти для того, чтобы поддержать одновременно и спрос и производителей продуктов питания? Один из путей повышения спроса – дотировать наиболее бедных талонами на приобретение продуктов питания. Вариант этого решения – организация магазинов для малообеспеченных категорий, которые за счет полученных от местных властей льгот на налоги и аренду устанавливают меньшую торговую надбавку.
Другой путь – установить централизованный контроль за торговой надбавкой на социально значимые товары. Его мы уже проходили во времена социализма и уже знаем, что дешевые категории продуктов скорее всего просто будут вымыты из ассортимента магазинов – на прилавках останутся одни деликатесы.
И третий путь, который мог бы облегчить путь на рынок продукции российских производителей, – противопоставить сетям мелкую частную инициативу, облегчив организацию и работу малых предприятий, в том числе и мелкорозничных магазинов, и ужесточить антимонопольный закон в отношении торговли. Властями рассматриваются социально-патерналистский вариант и рыночный, поскольку мероприятие по контролю над ценами в виде соглашения об их заморозке до 1 мая явно провалилось. Сегодня обсуждается проект Закона о торговой деятельности, однако скорее всего Правительство предпочтет не вмешиваться в торговлю и сетям удастся отстоять свой монополизм, а значит, и дальнейший рост своих прибылей за счет переработчиков и производителей.
Помочь производителям можно и внятной и оперативной политикой регулирования. В связи с кризисом мировой рынок продовольствия будет таким же гибким и нестабильным, как и рынок нефти. Прошло время, когда реагировать на него можно было раз в год, установив импортные пошлины и экспортные квоты. Требуется повышение оперативности. Однако наше Правительство традиционно не спешит. Именно поэтому инфляция потребительской корзины существенно превышает общую: в прошлом году, пока государство принимало заградительные меры, зерна вывезли столько, что сейчас уже возникают перебои и цены на хлеб растут. Еще в мае Правительство должно было бы сообщить рынку, сколько зерна оно хочет закупить и по каким ценам, сколько разрешит вывезти, чтобы для производителей не было неожиданностей. Последними решениями контроль над госзакупками передан от МЭРТа и Минфина Минсельхозу, поэтому, вероятно, к регулированию продовольственного рынка это высокопрофессиональное министерство приступит лишь к осени, из-за необходимости очередных согласований.