Новый Указ о ликвидации административных барьеров, мешающих малому бизнесу, может, по выражению Дмитрия Медведева, вызвать у многих чиновников предынфарктное состояние. Однако анализ положений этого документа показывает, что до инфаркта нашим чиновникам еще о-о-очень далеко.
Глава государства поручил Правительству в 2-месячный срок внести в законодательное собрание целый пакет законопроектов, призванных избавить малые предприятия от чиновничьего произвола на местах.
Прежде всего он предлагает радикально сократить число плановых проверок малых компаний. Органы госконтроля будут иметь право прийти на малое предприятие всего лишь 1 раз в 3 года.
Внеплановые же проверки для выявления нарушений, представляющих угрозу жизни или здоровью людей, станут возможны лишь по согласованию с прокурором субъекта Федерации.
Сама идея — лишить чиновников возможности являться с проверками на малые предприятия в течение 3 лет — совершенно правильная. Да вот только в конце этого предложения в скобках делается малюсенькая оговорка: «...кроме налогового контроля». А любой предприниматель отлично знает, что именно налоговики могут создать малой фирме наибольшие головные боли.
Гораздо проще просто предоставить «налоговые каникулы» на первые 3 года их работы. Конечно, их введение потребует компенсации из федерального центра местным бюджетам тех средств, которые выпадут в связи с предоставлением льгот малому бизнесу. Но цена вопроса в реальности не столь уж велика.
Весь консолидированный бюджет РФ по итогам 2007 г. получил чуть больше 84 млрд руб. от сбора единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а платежи по ЕНВД составили 56,2 млрд руб. В то же время профицит федерального бюджета за прошлый год равнялся порядка 2 трлн руб.
Так стоит ли гоняться за скромными деньгами малого бизнеса и изымать их из хозяйственного оборота? Тем более что Правительство до сих пор не научилось толком инвестировать огромные средства Резервного фонда, где оседает профицит федерального бюджета.
Федеральной службе потребуется тщательно продумать механизмы контроля недобросовестных налогоплательщиков, которые могут попытаться «разбить» свой бизнес на несколько малых предприятий. Это, безусловно, хлопотно, но гораздо хуже существующее положение дел, при котором, как говорится, насморк лечится с помощью гильотины.
Указ Президента также предусматривает возможность для региональных властей самим определять порядок продажи в собственность малым фирмам арендуемых ими не менее 3 лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона.
А теперь представим себе, по каким ценам будут продавать «малышам» помещения региональные власти. Подавляющая часть малых компаний просто не потянет предлагаемые региональными чиновниками суммы выкупа.
Здесь необходим подход, который был использован при определении порядка продажи земли для приватизированных предприятий. Федеральный центр должен сам устанавливать условия продажи помещений малому бизнесу. Возможно, с дифференциацией по группам населенных пунктов, но обязательно с указанием максимальных цен за квадратный метр.
Еще одной новацией Главы государства стало предложение образовать при федеральных органах исполнительной власти совещательные советы по вопросам, затрагивающим интересы малого предпринимательства, с привлечением бизнес-объединений.
На самом-то деле органам федеральной власти давно уже пора не советоваться с представителями малого бизнеса, а работать в партнерстве с ними над созданием реально благоприятных условий для его успешного развития. Подобные советы должны иметь право блокировать любой ведомственный или местный нормативный документ, если он нарушает права или затрагивает интересы малых компаний.
В противном случае, по словам самого же Дмитрия Медведева, всякого рода платежи, легальные или псевдолегальные, так и будут включаться в ведомственные документы и в региональные нормативные акты, причем происходить это будет так же, как и сейчас, — сплошь и рядом.
И совсем нетрудно догадаться, кого же в таком случае хватит инфаркт раньше — чиновника или предпринимателя.