Экономика России все еще находится в состоянии трансформационных сдвигов. Это проявляется в общей несбалансированности структуры промышленности, о чем свидетельствует недостаточная доля отраслей, производящих машины и оборудование. Трансформация экономики проявляется и в формировании новых для страны рынков, в частности рынка вторичного оборудования, который требует восстановления и модернизации техники, бывшей в употреблении.
Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства за последнее десятилетие не превышает одной пятой части по сравнению с 40—50% в промышленно развитых странах. При этом на долю оборонно-промышленного комплекса, по разным оценкам, приходится до 25% всей машиностроительной продукции.
В автомобилестроении доля производства легкового транспорта существенно превышает долю грузового и достигает не менее 15% всего машиностроительного производства. Таким образом, примерно 60% продукции машиностроения можно назвать инвестиционной. Она может быть направлена на обновление, техническое перевооружение, модернизацию и капитальный ремонт всего производственного аппарата страны.
При общей невысокой доле машиностроения в промпроизводстве России такие пропорции, относящиеся непосредственно к инвестиционному машиностроению, не отвечают задачам технического перевооружения производственного аппарата страны и не в состоянии ни количественно, ни качественно — и это главное — удовлетворить внутренний спрос на современную технику.
Старение оборудования
Трансформационный период в экономике характеризовался до последних лет деградацией производственного аппарата. Это проявилось прежде всего в увеличении доли оборудования старших возрастных групп, в резком росте среднего возраста оборудования, усилении технологического отставания России от технически передовых стран Запада. Мировому уровню в середине текущего десятилетия соответствовала лишь четверть применяемых в России технологий.
В свою очередь, это предъявляет машиностроению страны новые вызовы. С одной стороны, от инвестиционного машиностроения требуется наращивание качественного производственного потенциала для выпуска современного оборудования, а с другой — оно призвано обеспечить бесперебойное функционирование существующих производственных мощностей. При этом они должны включать в себя вновь вводимые высокотехнологичные комплексы, а также использовать оборудование старших возрастных групп. Без него сегодня на российских предприятиях практически ни один производственный процесс, к сожалению, обойтись не может.
Таким образом, ремонт и техническое обслуживание оборудования становится неотъемлемой функцией технико-технологического процесса воспроизводства в экономике страны.
Между тем современное техническое развитие, которому свойственны быстрая смена поколений техники и соответственно устаревание существующих, ведет к непрерывному обновлению оборудования, предъявляет совершенно иные требования к осуществлению работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Излишки техники
Одновременно трансформационный период проявился не только в дисбалансе структуры промышленности, нарушениях в системе воспроизводства основных фондов базовых отраслей промышленности. Серьезные изменения произошли непосредственно на самих предприятиях, особенно в ходе их реструктуризации и адаптации к новым условиям существования, поиска новых ниш на рынке.
Возникли массовые излишки техники, что было связано с резким сокращением объемов промышленного производства. К тому же дифференциация производственных линеек потребовала от предприятий смены технологического аппарата (в ряде случаев весьма значительной).
В результате на предприятиях образовались излишки техники. Они находились на их балансе, на них начислялась соответствующая амортизация, что, в свою очередь, вело к росту себестоимости продукции.
Кроме того, предприятия превращались в некие подобия складов, что сокращало производственные площади со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решение этой проблемы можно найти исключительно в создании рынка вторичного оборудования, на котором важнейшая роль принадлежала бы фирмам, специализирующимся в проведении восстановительного, капитального ремонта и технического перевооружения техники, поставляемой на вторичный рынок.
Новое «содержание» ремонта
На современном этапе развития экономики ремонт и техническое обслуживание оборудования приобретают совершенно новые функции, которые почти полностью отсутствовали при господстве единой планово-предупредительной системы ремонта.
Этот процесс обусловлен индивидуализацией отношения к оборудованию, быстрым и все нарастающим качественным обновлением модельных рядов техники, постоянным повышением требований заказчика к оборудованию.
Моральный износ оборудования возникает задолго до наступления физического. И это меняет структуру всей совокупности работ по техническому обслуживанию и ремонту техники. Особо чувствительно к срокам эксплуатации оборудование с программным управлением.
Обследование, проведенное в начале текущего десятилетия, показало, что станки с ЧПУ менее чем за 5 лет службы теряют почти 25% своих потребительских свойств. 10 лет службы — это тот порог, когда от потребительских свойств, заложенных при изготовлении станка, остается не более половины. Станок подлежит полной замене, в лучшем случае — коренной модернизации подлежит его электронная сердцевина.
Характерно, что за 20 лет эксплуатации такой станок сохраняет не более 5% своих потребительских свойств. А ведь именно они преобладают в станочном парке российского машиностроения, и уровень их технологического совершенства соответствует 80-м годам прошлого века.
Очевидно, что при такой динамике сохранения потребительских качеств оборудования упор в поддержании его работоспособности приходится в первую очередь на ранние годы его эксплуатации, когда техническое обслуживание и своевременная качественная наладка становятся главными условиями бесперебойного и эффективного функционирования.
Учитывая подобные тенденции в развитии техники, некоторые наиболее передовые западные фирмы переходят к выпуску оборудования, срок службы которого рассчитан не более чем на 5 лет и которое в ходе эксплуатации не требует ремонта. Но в то же время такая техника нуждается в значительных объемах затрат труда высококвалифицированных рабочих для ее своевременного текущего обслуживания и наладки.
На первом месте — надежность
В условиях возрастающих темпов смены поколений оборудования на первый план в обеспечении конкурентоспособности машин и оборудования выходят показатели не его долговечности, а его надежности. Эту мысль еще в 60-х годах прошлого века высказал замечательный ученый, статистик Яков Кваша.
Сегодня она находит подтверждение в конкретной практике создания новой техники, ориентированной на занятие конкурентоспособных позиций.
В системе требований, которые рассматриваются заказчиками в качестве приоритетных, на первом месте находится надежность оборудования. Почетные 4—6-е места в этой «табели о рангах» из 33 позиций занимают показатели, связанные с обеспечением бесперебойной работы оборудования.
Практически каждый 9-й из 10 опрошенных обратил внимание на настоятельную необходимость постоянной доступности запасных частей, своевременное обеспечение ремонта, заводской сервис и поддержку выпускаемого оборудования.
В числе перечисленных приоритетов также указана возможность дистанционной диагностики с использованием Интернета.
Характерно, что цена приобретаемой техники находится лишь в середине списка.
Совокупность таких условий, как обеспечение эффективной надежной эксплуатации оборудования в значительной степени за счет его качественного, всестороннего технического обслуживания, включая и своевременную поставку необходимых запасных частей, позволяет заказчику считать эту технику конкурентоспособной.
Рынок вторичного оборудования
Наряду с отечественным и импортным высокотехнологичным оборудованием специального ремонта требуют значительные массивы оборудования, которое оказалось излишним для первоначальных владельцев. В связи с этим возник рынок вторичного оборудования, где масштаб ремонтных работ достаточно велик. Трудно оценить вклад непосредственных владельцев оборудования в капитальный ремонт и техническую модернизацию выставляемой на продажу техники и долю в этом процессе специализированных ремонтных предприятий.
С уверенностью можно сказать, что крайнее разнообразие
поставляемого на рынок оборудования делает его единичным, в лучшем случае — мелкосерийным, что предъявляет к ремонтному персоналу особые требования квалификации и навыков.
Мировая практика, где перепродажа оборудования имеет давнюю традицию, утверждает, что если стоимость восстановленного оборудования превышает 60% стоимости нового, то от такой покупки следует отказаться — она себя не оправдает.
В России в середине текущего десятилетия на долю оборудования, бывшего в употреблении, приходилось свыше 11% инвестиций в машины и оборудование. Рынок подержанного оборудования ежегодно пополняется новыми участниками. Если в 2000—2001 гг. продавали свое подержанное оборудование 27—31% опрошенных в ходе ежегодного обследования Росстата, то в 2006 г. их доля составила уже 39%.
Таким образом, на наших глазах появляется новая высокопрофессиональная сфера деятельности, основная специализация которой — восстановление и модернизация оборудования, бывшего в употреблении.