Бесплатные консультации

| статьи | печать

Нормы налогового законодательства будто специально написаны так, что прочитать и понять их суть порой бывает затруднительно даже специалисту. А ведь самое главное — это правильно применить норму, дабы впоследствии избежать проблем с налоговиками. В каком порядке можно получить консультацию налоговиков, разъясняет недавно принятый Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина от 18.01.2008 № 9н.

 

Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее — Регламент) вступает в силу 24 мая 2008 года.

Напомним, статья 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право получать бесплатную информацию по месту своего учета:

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним НПА;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Также налогоплательщики вправе получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

За налоговыми органами закреплена корреспондирующая обязанность (ст. 32 НК РФ). Таким образом, налоговики предоставляют налогоплательщикам госуслугу по бесплатному информированию.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 федеральными органами исполнительной власти разрабатываются соответствующие административные регламенты. Теперь такой регламент существует.

 

«Заказчики» услуг

Обратиться в налоговую инспекцию за бесплатной консультацией в соответствии с положениями Регламента (п. 6, 7) могут: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и их представители (далее — налогоплательщики).

 

Услуги, оказываемые налоговиками

Налоговые органы согласно п. 21 Регламента бесплатно предоставляют услуги по индивидуальному и публичному информированию налогоплательщиков как в устной, так и в письменной форме.

Информацию о том, как осуществляется бесплатное информирование, налогоплательщики могут получить из СМИ; на официальных интернет-сайтах ФНС России и его территориальных подразделений; на информационных стендах в помещениях налоговых органов и даже по телефону и электронной почте.

В приложении 1 к Регламенту приведен перечень налоговых органов с адресно-реквизитной информацией, осуществляющих бесплатное информирование.

Что касается документов, которые требуются от налогоплательщиков, и сроков подготовки ответа, то для каждой процедуры они свои (п. 11, 15 Регламента).

 

Получаем устную консультацию

Устную консультацию согласно п. 25 Регламента налогоплательщик может получить, обратившись в свою налоговую инспекцию.

Ответ на вопрос (если не будет оснований для отказа) он должен получить сразу. Но, возможно, придется и подождать, пока его подготовят: от 30 минут до 2 часов в зависимости от условий, перечисленных в п. 27 Регламента.

Принять должны всех тех, кто обратился за 40 минут до окончания рабочего дня. Максимальное время, которое отводится налогоплательщику, — 15 минут. Если заданный вопрос в компетенцию налоговиков не входит, они должны проинформировать налогоплательщиков о его праве и порядке обращения в соответствующие компетентные государственные органы (п. 31 Регламента).

Если же для ответа на устное обращение по вопросам, возникающим по конкретной ситуации, нужно представление нормативного обоснования либо если предоставленной информации по телефону будет недостаточно, налогоплательщику предложат направить обращение в письменной форме (п. 33, 34 Регламента).

 

Отправляем письменный запрос в налоговую инспекцию

Отправить письменное обращение налогоплательщики могут лично, по почте или в электронном виде (п. 37 Регламента). Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в приложении 4 к Регламенту.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, налогоплательщику вернут его обращение (п. 42 Регламента). Ответ готовится в течение 30 дней со дня регистрации обращения в инспекцию (п. 39 Регламента).

При представлении письменного обращения в инспекцию лично лучше всего, дабы иметь точную дату для отсчета 30 дней, на втором экземпляре такого обращения попросить проставить отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, а также проследить, чтобы были указаны Ф.И.О. и должность лица, принявшего обращение, и дата его приема (п. 43 Регламента).

Если должностное лицо не может самостоятельно ответить на вопросы, то оно может привлечь своих коллег для подготовки ответа (п. 49 Регламента).

 

Обжалуем решения налоговиков

В разделе V Регламента прописан порядок обжалования актов (решений) налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, установленный разделом VII НК РФ.

Обжаловать названные акты (решения), действия (бездействие) их должностных лиц при исполнении государственной функции по бесплатному информированию можно в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем сделать это можно как в административном и судебном порядке одновременно, так и только в суде.

Данный порядок обжалования сохранится и в 2009 г. Изменения, внесенные в ст. 101.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, согласно которым вводится обязательный досудебный порядок обжалования, распространяются только на решения налоговиков о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения.

 

ВАЖНО

В п. 12 Регламента определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в бесплатной информации. Например, по вопросам, не входящим в их компетенцию; о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению; при письменных обращениях: по анонимным обращениям, по обращениям, оформленным без полной адресно-реквизитной информации и подписи руководителя юрлица и печати, от представителей без документов, удостоверяющих их полномочия (т.е. без доверенностей); о проведении юридической экспертизы документов (если иное не установлено законом) и т.д.