Диктат сетевика

| статьи | печать

В последние годы в отечественной экономике появился странный дефицит — отсутствие свободных электрических мощностей. Странным его можно назвать потому, что преодолевается он достаточно просто: требуется заплатить электросетевой компании так называемую плату за технологическое присоединение к электрическим сетям — и проблема будет решена. Но деньги придется выложить немалые. Иначе, чем поборами, эту систему назвать нельзя — ведь потом непосредственно за потребляемую электроэнергию каждый подключившийся будет платить отдельно и в полном объеме.

 

Энергетикам нынешняя система чрезвычайно выгодна — ведь им платят огромные деньги «просто так». Ежегодно в каждой области такие присоединения исчисляются сотнями, а в крупных городах — тысячами. Но самое интересное, что в этих поборах отсутствует нормальная системность, размер платы за присоединение к электрическим сетям не отражает реальных затрат электросетевых предприятий.

В настоящее время плата за технологическое присоединение к электрическим сетям для территориальных сетевых организаций устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (ст. 6 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», в редакции Закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России»).

Плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры устанавливается органами местного самоуправления (Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», далее — Закон № 210-ФЗ). Вместе с тем система коммунальной инфраструктуры включает в себя линии электропередач территориальных сетевых организаций, расположенных в границах территории муниципального образования (ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

Подключение и присоединение имеет одно и то же смысловое значение: обеспечение подачи электрической энергии по построенным или реконструированным сетям (см. п. 25 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360). Соответственно законодательство возложило установление платы за присоединение (или подключение) на разные регулирующие органы: на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Требуется приведение законодательства к однозначной трактовке этой нормы. Целесообразнее оставить функции по регулированию платы за технологическое подключение (присоединение) к электрическим сетям за органами местного самоуправления, которые позволяют системно проводить политику по инвестиционному развитию территорий в соответствии с законами № 210-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ).

Этими двумя законами (№ 210-ФЗ и № 131-ФЗ) полномочия по установлению порядка (правил) определения платы за технологическое присоединение (подключение) к электрическим сетям (к системе коммунальной инфраструктуры) возложены на Правительство РФ. В порядке выполнения требований этих законов Правительством РФ постановлениями от 27.12.2004 № 861 и от 09.06.2007 № 360 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям и Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее — Правила № 861, Правила № 360). К тому же в развитие Градостроительного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которые также отражают вопросы присоединения (подключения) к электрическим сетям (далее — Правила № 83). Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 ФСТ России Приказом от 23.10.2007 № 277-э/7 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Все эти 4 нормативных документа имеют различия по формированию платы за присоединение (подключение) к электрическим сетям. Так, в соответствии с Правилами № 83 выдача технических условий на присоединение осуществляется бесплатно (см. п. 9 Правил — по определению и предоставлению технических условий — ТУ). В соответствии с Правилами № 83 и № 360, если для подключения объекта капитального строительства не требуется создание электрических сетей, плата за подключение не взимается. Также пунктом 30 Правил № 861 регламентировано, что регулирование тарифов на присоединение осуществляется только в случаях, если присоединение энергопотребляющих устройств требует строительства или реконструкции объекта электросетевого хозяйства.

Соответственно с этими Правилами предусмотрено не взимать оплату за присоединение, если для подключения объекта капитального строительства не требуется создание электрических сетей у электросетевой организации. Однако в разработанных ФСТ России Методических указаниях при формировании платы учитываются затраты на не «включающие в себя расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства».

Руководствуясь этими Методическими указаниями, энергоснабжающие предприятия применяют оплату за присоединение к сетям даже в случаях отсутствия работ по строительству (реконструкции) своих сетей. Хотя такое подключение должно осуществляться безвозмездно.

Но основным недостатком в регулировании платы за технологическое присоединение к электрическим сетям является директивное установление Методическими указаниями ФСТ России платы, при которой тариф на единицу мощности просто умножается на величину присоединяемой мощности. Основные затраты на присоединение характеризуются объемом строительства (реконструкции) сетей электроснабжающей организации. В основном протяженностью строящихся сетей и характеристикой подстанций в части количества ячеек. При малой мощности эти затраты могут быть очень большими, а и при большой мощности — очень малыми. Усреднение затрат на строительство на единицу мощности не обеспечивает малый процент отклонения фактических затрат от среднего значения для большинства присоединений. Соответственно мощность не может быть показателем, отражающим объем работ при присоединении к электрическим сетям.

Целесообразно уйти от практики ценообразования при присоединении к электрическим сетям, используя величину присоединяемой мощности. Наиболее объективным подходом к оплате является исключение установления тарифов на присоединение и предоставление права потребителям заключать с электроснабжающими предприятиями двухсторонние договоры с согласованной оплатой конкретных затрат по каждому присоединению. Разногласия должны рассматриваться органом регулирования.

Также Правительством РФ должны быть оговорены четкие требования, какие затраты учитываются в оплате за технологическое присоединение к электрическим сетям, исключающие двоякое понимание этих процессов.

Целесообразно нормативно предусмотреть следующие подходы при ценообразовании присоединения к электрическим сетям.

Мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям должны быть разбиты на 3 группы:

  • выдача и проверка выполнения технических условий на присоединение к электрическим сетям;
  • выполнение проектных и строительно-монтажных работ по техническому присоединению;
  • выполнение работ по техническому присоединению в точке подключения к сетям.

Затраты на выполнение первой группы мероприятий должны учитываться в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. Для присоединяемых потребителей эти работы должны выполняться безвозмездно. Это вызвано невозможностью организации раздельного учета затрат в электросетевом предприятии на выполнение этих работ при технологическом присоединении и услугах по передаче электрической энергии, а также требованиями ранее указанных постановлений Правительства РФ.

Затраты на выполнение второй группы мероприятий должны учитываться при установлении оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям. При выполнении этих работ плата за присоединение потребителя к сетям электросетевого предприятия не взимается. При отсутствии работ по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства плата за присоединение также не взимается.

Третья группа мероприятий предусматривает выполнение операции по присоединению потребителя в точке подключения к электрическим сетям. Эти работы должны осуществляться по договору между электросетевым предприятием и присоединяемым потребителем за отдельную плату. При выполнении работ потребителем (по взаимному согласованию) плата электросетевому предприятию за нее не осуществляется. Допускается по согласованию сторон включать эти мероприятия во вторую группу мероприятий.