Весьма интересным и злободневным оказался № 17 «Экономики и жизни» — статьи Н. Лактионовой «Разрыв традиции», О. Попцова «Прошлое не прощает забвения», Е. Велихова «Ущербность страны «первого передела», Д. Владиславлева «Денег маловато, инноваций нет совсем».
Несмотря на разноплановость, они поднимают одну проблему — будущее страны, которое видится через возрождение духовности нации и инновационный путь развития. Но как выйти на этот путь?
О. Попцов справедливо указывает: «Наука должна дать молодому человеку чувство его востребованности». И далее: «У нас погублено профессионально-техническое образование, нет ремесленных училищ». Отсутствие начальной профессиональной подготовки не позволяет увеличить количество высокопрофессиональных рабочих (по имеющимся данным, в России осталось 5—6%, а в США — на порядок больше), без которых не создать конкурентоспособных изделий.
О каком чувстве востребованности можно говорить при переходе на двухступенчатое образование в соответствии с Болонской конвенцией? Если сегодня специалист получает необходимую подготовку через блок специальных дисциплин и соответствующих практик в организациях, то у бакалавра такая подготовка не предусмотрена. Представляется, что статистические данные, приведенные Д. Владиславлевым (последнее место среди европейских стран по внедряемым инновациям в производство), подтверждают боль, высказанную Н. Лактионовой за будущее нашего образования.
Преподавая в вузе, могу со всей ответственностью подтвердить ее мнение о том, что слабая подготовка выпускников школ и коммерциализация образования закрепляют ущербность страны «первого передела» (статья Е. Велихова). Если даже сейчас наши менеджеры не в состоянии понять преимуществ инновационного пути развития, то смогут ли сделать это бакалавры?
Из альтернативных путей развития исторически выбираем разрушение до основания. Зачем? Ломать всегда проще, чем созидать. Только в 2007 г. мы достигли уровня ВВП 1990 г. Новое поколение просто не знает, как можно работать. Разрыв связи между поколениями усугубляет этот процесс.
Ломка системы высшего образования даст свои «плоды» через 10—15 лет, когда значимость человеческого капитала возрастет многократно. Но каким будет качество этого капитала в нашей стране? Поток насилия с экранов телевидения, заказные статьи в СМИ, снижение духовности и образовательного уровня населения не внушают оптимизма в реализации задач, стоящих перед страной в целом.
Н.П. Любушин, д.э.н., профессор