Компенсация расходов на проезд вахтовика к месту сбора и обратно
Как правило, у работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, место работы находится на значительном удалении от их места постоянного проживания, поэтому некоторые организации оплачивают им проездные билеты от места жительства до места сбора и обратно. Тем более что данные расходы предусмотрены Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82 (далее - Постановление).
Минфин РФ, однако, считает, что эти компенсационные выплаты должны облагаться НДФЛ и ЕСН.
В своем Письме от 24.04.2008 № 03-04-06-02/41 финансовое ведомство сообщило, что Постановление, в соответствии с которым проезд работников от места их постоянного жительства до пункта сбора и места работы (объекта, участка) и обратно оплачивается организацией, в этой части не может быть применимо. Дескать, согласно ст. 423 ТК РФ этот документ применяется в части, не противоречащей ТК РФ. А поскольку ст. 302 ТК РФ определен закрытый перечень гарантий и компенсации лицам, работающим вахтовым методом, а в нем такая компенсация не предусмотрена, то с этих выплат следует удерживать НДФЛ и начислять ЕСН. Позиция налоговых органов от мнения Минфина РФ не отличается.
В утешение организациям, которые выплачивают подобные компенсации вахтовикам, сообщаем, что по этой проблеме уже сложилась арбитражная практика в пользу организаций.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.11.2007 № Ф04-7996/2007 (40258-А75-7) решил, что положения Постановления, в соответствии с которым доставка работников на вахту осуществляется экономически целесообразным способом и организация обязана оплачивать проезд работников от места сбора до места работы и обратно, Трудовому кодексу РФ не противоречат. При этом место сбора определяется руководителем организации. Никаких ограничений в выборе места сбора законодатель не устанавливает.
Суд решил, что спорные суммы не относятся к форме оплаты труда, являются компенсационными платежами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей, и не подлежат обложению НДФЛ.
При этом суд еще и отклонил ссылку ИФНС на Решение ВС РФ от 17.12.99 № ГКПИ 99-924, в котором определено, что организация вправе такую компенсацию выплачивать. По мнению ФАС ЗСО, упомянутое судебное Решение ВС РФ не признает незаконными действия тех юридических лиц, которые решили воспользоваться правом компенсировать затраты, произведенные по доставке работника к месту работы.
В командировку — по договору гражданско-правового характера
Между организациями и физическими лицами иногда заключается договор гражданско-правового характера, по которому физическому лицу возмещаются понесенные им расходы (на проезд, проживание, представительские и пр.). Минфин РФ считает, что данные суммы должны включаться в налоговую базу по НДФЛ.
В своем Письме от 21.04.2008 № 03-04-06-01/96 финансовое ведомство решило, что поскольку эти расходы непосредственно связаны с получением дохода физическим лицом, следовательно, возмещение организацией сумм таких расходов физического лица осуществляется в интересах налогоплательщика и с них необходимо удержать НДФЛ.
А если физическое лицо потребует предоставить ему профессиональные налоговые вычеты, то давать их ему не следует, так как эти расходы возмещаются физическому лицу организацией.
Минфин РФ, правда, в Письме ничего не упомянул о Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.08.2005 № 1443/05. А в нем судьи решили, что расходы, понесенные исполнителями в связи с исполнением договоров гражданско-правового характера, имеют ту же правовую природу, что и расходы на командировки работников, состоящих в трудовых отношениях с организацией, поэтому они квалифицируются в качестве расходов компенсационного характера. А согласно п. 3 ст. 217 НК РФ возмещение командировочных расходов освобождено от обложения НДФЛ.
Столичные налоговики придумали несуществующие нормы
УФНС по г. Москве высказало свое мнение по поводу обложения НДФЛ компенсаций за использование в служебных целях сотового телефона и личного легкового автомобиля.
В Письме от 21.01.2008 № 28-11/4115 столичные налоговики сообщили, что для сотовых телефонов никаких норм для возмещения расходов законодательно не установлено, поэтому НДФЛ не удерживается со всей суммы компенсации, размер которой установит сама организация.
Правда, от работника требуется представить в организацию документы (или их копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество и расходы, понесенные при использовании данного имущества в служебных целях. Документальным подтверждением затрат могут служить счета оператора связи, их детализация с указанием номеров абонентов.
Что же касается компенсации за личный автомобиль, то УФНС по г. Москве решило, что лимит по освобождению от НДФЛ установлен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
Кроме того, для получения компенсации за использование личного транспорта работники должны представить в бухгалтерию организации копию техпаспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и вести учет служебных поездок в путевых листах.
Столичных налоговиков даже не смутило, что Правительство установило нормы исключительно для налога на прибыль. А ведь Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30.01.2007 № 10627/06 решил, что нормативы, установленные для целей расчета налога на прибыль, не могут применяться при расчете НДФЛ. А так как для этого налога никаких норм законодательством не предусмотрено, НДФЛ не нужно облагать всю сумму компенсации.
Да и требование об оформлении путевых листов вызывает недоумение. Ведь в Указаниях по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, сказано, что в путевом листе обязательно должны быть поставлены штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Разумеется, нет никаких оснований выписывать путевые листы на транспорт, который организации не принадлежит.
Кроме того, в соответствии с разд. 2 Указаний путевой лист является основанием для начисления заработной платы водителю.
Зарплата работникам, использующим личный автомобиль в интересах организации, начисляется на основании табеля учета рабочего времени; поскольку они штатными водителями не являются, поэтому выписывать путевой лист данным работникам организация не обязана.
Именно к такому выводу пришел, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 10.04.2006 № А48-6436/05-8.
На основании данных путевого листа списывается в затраты бензин, но в размерах компенсации работнику уже учтены сумма износа, затраты на ГСМ, техобслуживание и текущий ремонт автомобиля, поэтому и определять их размер нет необходимости.