Подписан Федеральный закон, ограничивающий доступ иностранцев в стратегические отрасли, от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон).
Означает ли, что с принятием этого Закона инвестиционной стратегии нашей страны суждено поменяться? И что ожидать потенциальным инвесторам?
Кому — арбуз, а кому — свиной хрящик
Новый Закон распространяет свое действие на 42 вида деятельности, перечисленные в ст. 6, традиционно включая оборонные и сырьевые отрасли, в т.ч.:
-
атомную индустрию;
-
космическую и авиационную деятельность;
-
разработку, производство и торговлю вооружением и военной техникой;
-
геологическое изучение недр (или разведку) и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения;
-
добычу (вылов) водных биоресурсов и т.п.
Кроме того, под действие Закона подпадает осуществление деятельности хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением Интернета) и включенными в реестр, предусмотренный Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 37 ст. 6), а также субъектами, действующими:
-
на территориях 5 и более субъектов РФ — на рынке услуг фиксированной телефонной связи;
-
в географических границах городов федерального значения — на рынке услуг фиксированной телефонной связи.
Как видим, разрешительный порядок не коснется небольших местных операторов фиксированной телефонной связи, кабельного телевидения и региональных сотовых операторов.
Но основной интригой Закона стало то, что к стратегически важным отраслям приравняли также и средства массовой информации. «Четвертая власть» как-никак. Во всяком случае, почетное место в указанном списке заняли такие виды деятельности, как:
-
осуществление телевизионного и радиовещания;
-
деятельность полиграфических предприятий;
-
деятельность периодических печатных СМИ и т.п.
Правда, Закон распространяется на деятельность не всех полиграфических предприятий, а только тех, которые способны обеспечить печать не менее 200 млн листов-оттисков в месяц. То же и с печатной периодикой: тираж такого печатного издания должен составлять не менее 1 млн экземпляров. А теле- и радиовещание должно охватывать территорию, в пределах которой проживает половина или более половины населения субъекта РФ.
Контролировать или запрещать?
Признаки подконтрольности
Общие признаки нахождения под контролем стратегически значимого общества (за установленными исключениями) перечислены в ст. 5 Закона. Так, контролирующее лицо:
-
имеет право на любом правовом основании прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала (УК) общества;
-
на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые обществом;
-
имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
-
осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица (п. 1 ст. 5);
-
имеет право прямо или косвенно распоряжаться менее чем 50% общего количества голосующих акций УК общества, если тем не менее их соотношение с УК общества позволяет определять решения, принимаемые обществом (п. 2 ст. 5).
Исключение из общих правил подконтрольности составляют хозяйственные общества — пользователи участками недр федерального значения (п. 3 ст. 5). Здесь критерии будут гораздо жестче. Для недропользователей количественный ценз участия в уставном капитале и органах управления общества снижен с 50 до 10%.
Жертвы «оптимизационных» схем
Не секрет, что за прошедшие годы многие предприниматели в целях оптимизации налогообложения осуществляли на российском рынке деятельность от имени так называемых офшорных фирм: лихтенштейнских, кипрских и всякого рода других «островных» офшоров. Не брезговали этим нефтяные и прочие сырьевые гиганты.
В этих условиях контролировать передачу национальных активов от одного такого «иностранного» инвестора к другому истинному или псевдоиностранцу становилось практически невозможно. Да и повлиять на юридические лица, которые находятся под юрисдикцией другого государства, — задача не из легких.
С вступлением нового Закона в силу такие наши «сограждане» будут приравнены к другим иностранным инвесторам и, следовательно, подпадать под общий контрольно-разрешительный порядок.
Процедура согласования
В соответствии с Законом иностранцы, желающие приобрести акции российских предприятий в стратегических отраслях экономики, обязаны пройти установленную положениями Закона процедуру предварительного согласования, подав определенные документы (ходатайство) в уполномоченный орган (ст. 8).
Разобраться в хитросплетениях нового Закона непросто. Кроме того, в нем достаточно так называемых открытых позиций. Поэтому, если у инвестора возникнут сомнения в необходимости получения разрешения на сделку, ему разрешается «спросить» об этом контрольный орган (п. 6 ст. 8). Такой «вопрос» задается в письменном виде с приложением документов, подаваемых с ходатайством (за исключением проекта договора и бизнес-плана). Ответ ожидается в течение 30 дней. Его получит не только инвестор, но и Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Комиссия), которая, по крайней мере, будет проинформирована о его намерениях.
Если у уполномоченного органа при рассмотрении ходатайства заявителя возникли вопросы в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, такое общество подвергается проверке. Оперативно-розыскные мероприятия для проверки порядка осуществления иностранных инвестиций, имеющих стратегическое значение, возложены на оперативные подразделения ФСБ (ст. 10, 13).
В течение 30 дней со дня получения ходатайства, заключений и материалов Комиссия принимает решение о предварительном согласовании сделки (или установления контроля) с указанием срока действия решения о согласовании либо об отказе в согласовании (ст. 11). В исключительных случаях срок рассмотрения ходатайства по решению Комиссии может быть продлен на 3 месяца.
Согласование оформляется в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.
Порядок осуществления предварительного согласования сделок, Положение о Комиссии и ее состав устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4, 5 ст. 11). Решение Комиссии может быть оспорено в ВАС РФ (п. 7 ст. 11).
О совести инвесторов
«Удар» по инвесторам от нового Закона законодатели постарались смягчить.
Так, Закон не имеет обратной силы: все, что было приобретено до его вступления в силу, является свершившимся фактом и не подлежит пересмотру (п. 1 ст. 16). Просто если иностранный инвестор владеет более чем 5% акций стратегической компании, то ему следует уведомить об этом власти в течение 6 месяцев со дня вступления Закона в силу (п. 3 ст. 16).
Более того, и само установление контроля остается на совести инвестора. То есть инвестор сам должен решить, следует ему обращаться за разрешением или нет. Если с совестью у инвестора проблемы, то он даже может выкупить пакет акций, не обратившись за разрешением, и пользоваться им, «пока не поймали». Но если Федеральной монопольной службой или ФСБ будет установлено, что контроль получен над стратегическим предприятием, то сделка будет признана ничтожной со всеми вытекающими отсюда последствиями (ст. 15).