Местной власти указали на место

| статьи | печать

Всё, конец дебатам о цели реформы местного самоуправления. Точку в дискуссии о том, что в конечном итоге должно получиться, поставил сложивший полномочия глава государства. Одним из последних своих указов он, по существу, придал органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов неофициальный статус органов государственной власти на местах. Отныне главы муниципалитетов обязаны отчитываться о своей работе перед руководителями субъектов РФ каждый год до 1 мая.

 

По Указу «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (от 28.04.2008 № 607) мэры городов и главы сельских районов будут держать ответ перед высшим должностным лицом субъекта Федерации по 30 пунктам Перечня показателей эффективности собственной деятельности (см. стр. 37).

Но и это не все. К 1 сентября Правительство РФ разработает и утвердит:

  • Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности местной власти, в том числе необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов.
  • Типовую форму доклада глав местных администраций о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
  • Методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления.
  • Методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности муниципалитетов.

Согласно Указу и субъекты РФ установят свои перечни дополнительных показателей для городских округов и муниципальных районов по вопросам организации:

  • сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  • благоустройства и озеленения территории;
  • освещения улиц.

Вот и все вопросы местного значения из прописанных в Законе о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ): 36 — для городского округа и 28 — для муниципального района. Получается, что из системы управления исключаются администрации городских и сельских поселений — самая близкая к населению публичная власть.

Но есть в президентском нормативно-правовом акте пункт, который наверняка порадует бизнес. Согласно документу будет отслеживаться продолжительность срока от принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство до получения разрешения на строительство.

Любопытно при этом, что уровень ответственности местной власти перед населением в жилищно-коммунальной сфере установлен в 25%. Все остальное — дело частных УК и собственников — домовладельцев и квартиросъемщиков.

Снова вне поля зрения всех уровней исполнительных органов государственной власти остается основа муниципальной реформы — финансовая обеспеченность и экономическая база местного самоуправления. Выходит, строить вертикаль отчетности и устанавливать контроль проще, чем вносить коррективы в Бюджетный и Налоговый кодексы в пользу территорий, населенных налогоплательщиками. Подотчетным верховной власти страны губернаторам вручен отныне надзор над местной властью. Насколько это отвечает букве и духу Конституции страны, по которой «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», затрудняются ответить даже эксперты (см. комментарии на стр. 37).

Мнение людей оказалось на последнем месте. В Перечне показателей под № 30 значится «удовлетворенность населения: (в процентах от числа опрошенных):

  • медицинской помощью;
  • качеством дошкольного образования, общего и дополнительного образования детей;
  • деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью».

А на социологические исследования нужны деньги, которых нет в местных бюджетах — в них господствует дефицит.