Банкротство должника

| статьи | печать

Завершаем публикацию комментария государственного советника юстиции 2-го класса, заслуженного юриста РСФСР Льва БЕЛОУСОВА к новому Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ). Начало см. в «ВПК» № 44, 47.

 

Статьей 96 Закона № 229-ФЗ ликвидирован пробел Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ (далее — Закон № 119-ФЗ), в котором отсутствуют правила действий судебного пристава-исполнителя при введении в отношении должника процедуры банкротства.

Названной статьей, в частности, предписано оканчивать исполнительное производство при направлении конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору) исполнительных документов. Окончание исполнительного производства должно быть произведено после получения копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации), за исключением тех исполнительных документов, перечисленных в ч. 4, исполнение по которым продолжается, то есть происходит частичное окончание исполнительного производства.

Новеллой является предоставление судебному приставу-исполнителю права по заявлению взыскателя производить проверку правильности исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору.

Взыскание на доходы

Правила обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина подверглись следующим изменениям. Резко повышена сумма денежных средств, взыскание которой обращается судебным приставом-исполнителем на заработную плату и иные виды доходов должника (с 2 МРОТ до 10 тыс. руб.). Таким образом, сколь мало ни получал бы должник (например, пенсия), обратить взыскание денежной суммы, не превышающей 10 тыс. руб., будет возможно только на эту пенсию (ст. 98, 99 Закона № 229-ФЗ).

Изменен принцип подсчета размера взысканий по исполнительным документам с граждан, отбывающих наказание. По действующему Закону № 119-ФЗ взыскание производится из всего заработка осужденного к исправительным работам без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда, и из всего заработка гражданина, отбывающего наказание в исправительном учреждении, лечебном исправительном учреждении, лечебно-профилактическом учреждении, следственном изоляторе при выполнении им функций исправительного учреждения, без учета отчислений на возмещение расходов по его содержанию в указанном учреждении.
С 01.02.2008 взыскание обращается на заработок за вычетом этих удержаний и отчислений (ст.100 Закона № 229-ФЗ).

Значительно расширен перечень видов доходов, на которые взыскание не обращается (ст.101). Если Закон № 119-ФЗ в части порядка взыскания алиментов и определения задолженности по ним отсылал нас к Семейному кодексу РФ, то в новом Законе эти нормы прописаны непосредственно (ст.102). Заимствованы из Семейного кодекса РФ и обязанности лиц, выплачивающих должнику заработную плату и иные периодические платежи, по исполнению исполнительного документа, выдаче или переводу удержанных денежных средств взыскателю, незамедлительному сообщению судебному приставу-исполнителю и взыскателю о перемене должником места работы (добавлено: учебы, места получения пенсии и иных доходов). Обязанность незамедлительно сообщать о перемене места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов возложена и на самого должника. По какой-то причине в Законе оказалось не воспринятым требование о сообщении о новом месте жительства должника, содержащееся в Семейном кодексе РФ.

Вместо одной статьи в Законе № 119-ФЗ, посвященной исполнению наказаний в виде штрафа и конфискации имущества и первоначально отсылавшей нас к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (новый текст статьи был введен Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ), в Законе № 229-ФЗ этому вопросу посвящена целая глава, состоящая из двух весьма обширных статей 103, 104.

Порядки и сроки

В статье 103 содержатся сроки предъявления к исполнению исполнительного листа о взыскании штрафа, исчисляемые после вступления приговора в законную силу. В зависимости от срока максимального наказания, установленного УК РФ, сроки предъявления исполнительного листа варьируются в пределах от 2 до 15 лет (п. 2). Вместе с тем в п. 4 этой же статьи от судебного пристава-исполнителя требуется взыскать штраф в течение 60 календарных дней «со дня вступления приговора в законную силу», а в п. 5 ему предписывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливать для добровольного исполнения 30 дневный срок также «со дня вступления приговора в законную силу». Эти сроки, указанные в п. 4—5 и также подлежащие исчислению «после вступления приговора в законную силу», при определенных условиях сокращаются.

Совершенно очевидно, что соблюдение указанных сроков возможно только в случае предъявления исполнительного листа о взыскании штрафа к исполнению сразу же после вступления приговора в законную силу. Изложенные требования могли бы приобрести универсальный характер, применимый ко всем установленным в п. 2 срокам предъявления исполнительного листа к исполнению, лишь при записи об их исчислении со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а не со дня или после вступления приговора в законную силу.

В пункте 11 содержится перечень обстоятельств, при наличии которых судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство. Этот перечень несколько отличается от установленного ст. 39 и 40, определившими общие случаи приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. В отличие от ст. 40 здесь ему предоставлено право приостанавливать исполнительное производство в случае нахождения должника в длительной служебной командировке (в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 39 это право суда). Согласно п. 13 ст. 103 судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор при принятии судом решения об отказе в замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, «за исключением случая, когда суд, отказывая в замене штрафа другим видом наказания, признал причины неуплаты штрафа уважительными». Пункт 15 содержит исчерпывающий перечень случаев (их четыре) окончания исполнительного производства.

В статье 104, устанавливающей порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества, содержится весьма важное установление: отказ государственного органа или организации, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, от его получения «влечет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

Исполнительные документы неимущественного характера

В части исполнения исполнительных документов неимущественного характера (гл. 13) произошли следующие наиболее значимые изменения. Уточнен порядок действий судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения должником исполнительного листа в установленный срок: он выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора и устанавливает новый срок исполнения; при вторичном неисполнении, на этот раз без уважительных причин, исполнительного документа судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и вновь устанавливает срок для исполнения, а затем, при очередном неисполнении, организует исполнение сам, если участие должника в исполнении необязательно (ст. 105).

В соответствии со ст. 106 при исполнении исполнительного документа о восстановлении на работе судебный пристав-исполнитель, принудив должника исполнить требуемое, разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа (ранее с таким заявлением в суд должен был обращаться сам судебный пристав-исполнитель).

При исполнении исполнительного документа о выселении судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обеспечивает хранение имущества выселенного в течение 2 месяцев. После чего, предупредив письменно должника, передает имущество на реализацию. Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение 3 лет, после чего согласно ст. 107 перечисляются в федеральный бюджет (по Закону № 119-ФЗ в течение 3 лет хранилось невостребованное должником имущество).

В статье 108 в части принудительного вселения установлен срок в 3 года, в течение которых осуществляется повторное вселение взыскателя, если должник после завершения вселения и окончания исполнительного производства вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) в указанном в исполнительном документе жилом помещении (в Законе № 119-ФЗ срок не указан). Статьей 109 регламентированы действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа по административному приостановлению деятельности должника, чего вообще нет в Законе № 119-ФЗ.

В заключительных положениях (гл. 19) со дня вступления в силу нового Закона № 229-ФЗ признаются утратившими силу Закон № 119-ФЗ и все законодательные акты в части внесения в него изменений и дополнений. Установлено, что новый Закон № 229-ФЗ вступает в силу с 01.02.2008 и что исполнительные документы, выданные со дня вступления в силу нового Закона № 229-ФЗ или на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, принятых до дня вступления в силу нового Закона № 229-ФЗ, могут соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам прежним Законом.

В заключение следует выразить уверенность, что надежды хозяйствующих субъектов и службы судебных приставов на новый Закон, несмотря на отмеченные недостатки и неточности, оправдаются и он послужит улучшению исполняемости исполнительных документов.