Пенсионные и налоговые «новинки»

| статьи | печать

Конец апреля ознаменовался в законотворческом процессе изменениями в пенсионном законодательстве, которые повлекли за собой изменения и в законодательстве налоговом.

30 апреля 2008 г. Президент подписал федеральные законы № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ) и № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 55-ФЗ).

Для начала несколько слов о новом Законе № 56-ФЗ, с которого все и началось. Им закреплена возможность, а также определен порядок добровольной уплаты физическими лицами и работодателями дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Согласно положениям Закона № 56-ФЗ лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (застрахованное лицо) (ст. 2), само определяет порядок и размер уплачиваемых взносов. То есть взносы могут уплачиваться им как самостоятельно, путем перечисления денежных средств через кредитные организации (ст. 6), так и через своего работодателя (ст. 7).

Кроме того, согласно ст. 8 Закона № 56-ФЗ «работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии». Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Изложенное означает, что кроме суммы дополнительных взносов, которые лицо будет уплачивать из своих собственных доходов, работодатель может оказать финансовую поддержку в обеспечении старости своих работников. Помочь он может, уплачивая дополнительно в пользу указанных лиц взносы, способствующие увеличению накопительной части трудовой пенсии. Но следует обратить внимание, что это возможно только в отношении лиц, самостоятельно уплачивающих дополнительные страховые взносы.

Помимо этого, при соблюдении определенных условий осуществляется также государственная поддержка формирования пенсионных накоплений в виде софинансирования дополнительных страховых взносов (ст. 12 Закона № 56-ФЗ).

Отдельно следует сказать о вступлении в силу Закона № 56-ФЗ. Он вступает в силу с 1 октября 2008 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2009 г. (ст. 17 Закона № 56-ФЗ). Если посмотреть на порядок вступления Закона в целом, то нужно отметить, что все основные его положения, регулирующие непосредственно порядок уплаты взносов и осуществления государственной поддержки, а также некоторые другие нормы, вступают в силу с 1 января 2009 г. Можно сказать, что фактически с этой даты Закон и начнет реально работать.

Что касается Закона № 55-ФЗ, которым внесены изменения в ряд законодательных актов в связи с принятием Закона № 56-ФЗ, то следует обратить внимание в первую очередь на изменения, вносимые в налоговое законодательство.

 

Изменения в Налоговый кодекс

Изменения в Налоговый кодекс внесены ст. 3 Закона № 55-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (п. 3 ст. 9 Закона № 55-ФЗ).

Так как речь идет о взносах, уплачиваемых физическими лицами, а также дополнительных выплатах в их пользу со стороны как государства, так и работодателя, то в первую очередь изменения коснулись таких налогов, как НДФЛ и ЕСН, и затронули некоторые положения, касающиеся уплаты организацией налога на прибыль.

 

Освобождение от уплаты НДФЛ

Статья 217 НК РФ, устанавливающая перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, дополнена двумя пунктами — 38 и 39 (п. 1 ст. 3 Закона № 55-ФЗ).

Так, согласно внесенным дополнениям от обложения НДФЛ будут освобождаться:

l взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Законом № 56-ФЗ;

l взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии со ст. 8 Закона № 56-ФЗ. Уплаченные работодателем взносы не будут облагаться НДФЛ в сумме не более 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.

Отметим, что размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в принципе не может составлять более 12 тыс. руб. в год. Такое ограничение установлено п. 1 ст. 13 Закона № 56-ФЗ.

Таким образом, законодатель посчитал, что освободить от обложения НДФЛ можно сумму, не превышающую размер государственной поддержки. Остальная сумма (превышающая 12 тыс. руб. в год), которую может выплачивать работодатель своим работникам, уплачивающим дополнительные страховые взносы, в качестве «помощи» в увеличении их пенсионного капитала, будет считаться доходом работника и облагаться НДФЛ в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ.

Теперь что касается дополнительных взносов, непосредственно уплачиваемых за себя застрахованным лицом.

 

Социальный налоговый вычет

Согласно положениям ст. 219 НК РФ налогоплательщику, понесшему определенного вида расходы, предоставляются социальные налоговые вычеты. Речь идет о «социальных тратах» налогоплательщика.

В настоящее время вычеты предоставляются по 4 основаниям, связанным с расходами на благотворительность (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ), на обучение (подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ), на лечение (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ), на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ). Перечень носит закрытый характер.

Законом № 55-ФЗ этот перечень дополнен еще одним основанием. Так, согласно п. 2 ст. 3 Закона № 55-ФЗ в п. 1 ст. 219 добавлен подп. 5, согласно которому социальные вычеты будут предоставляться также в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Законом № 56-ФЗ.

Этим же пунктом установлено, что сумма указанных вычетов предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

Данной нормой с 1 января 2008 г. совокупный размер предоставляемых социальных налоговых вычетов (кроме вычетов в части благотворительных взносов) ограничен суммой 100 тыс. руб. за год.

Теперь это ограничение распространяется и на вычеты, предоставляемые в отношении расходов на добровольные страховые взносы «на старость», а совокупный размер увеличен до 120 тыс. руб. за год в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 3 Закона № 55-ФЗ.

Любой вычет предоставляется налогоплательщику только при документальном подтверждении произведенных затрат. Вычет на добровольные пенсионные взносы не является исключением. Он предоставляется при представлении налогоплательщиком (подп. «а» п. 2 ст. 3 Закона № 55-ФЗ):

  • документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии,
  • либо справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика. То есть в данном случае речь идет о той ситуации, когда добровольные взносы за налогоплательщика будет перечислять работодатель.

 

Освобождение от ЕСН

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 55-ФЗ от обложения ЕСН освобождаются взносы работодателя, уплачиваемые им в соответствии со ст. 8 Закона № 56-ФЗ. Причем освобождаются они в сумме уплаченных взносов, но, так же как и в отношении НДФЛ, в размере, не превышающем 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя.

 

Налог на прибыль

Пунктом 4 ст. 3 Закона № 55-ФЗ внесены изменения в ст. 255 НК РФ. Согласно новой редакции п. 16 этой статьи суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, можно учесть в составе расходов на оплату труда.

Следует помнить, что совокупная сумма всех взносов, определенных п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ (включая теперь и взносы работодателя в соответствии с Законом № 56-ФЗ), не должна превышать 12% от суммы расходов на оплату труда (абз. 7 п. 16 ст. 255 НК РФ, подп. «б» п. 4 ст. 3 Закона № 55-ФЗ).