Перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель — вот классическая триада участников процесса по перевозке грузов по железной дороге. Именно на такой состав рассчитано действующее законодательство. Доставка груза обственными силами выпадает из правового поля. Минтранс РФ попытался устранить этот пробел.
11 декабря
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее — Устав) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, а также вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать управомоченному на их получение лицу (получателю).
С учетом приведенного положения Устава напрашивается утверждение, что в данном случае речь идет о бездоговорном процессе «самообслуживания» грузоотправителя или грузополучателя, не прибегающих к услугам перевозчика. Однако это не совсем так, на чем остановимся чуть позже. Пока же отметим, что Правила практически не дают ответы на возникающие при анализе данного документа правовые вопросы.
Основное назначение Правил — объяснить процесс осуществления этого специфического вида перевозок и его документальное оформление. В частности, разъясняется, что поездные формирования, не принадлежащие перевозчику, могут быть сформированы:
-
на железнодорожном пути необщего пользования — грузоотправителем, иным владельцем подвижного состава, владельцем указанного пути, перевозчиком, в том числе на основе договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов;
-
на железнодорожном пути общего пользования — грузоотправителем, владельцем подвижного состава, перевозчиком на основе договора перевозки;
-
из вагонов, в том числе разных владельцев, и локомотива (локомотивов) направлением на одну или несколько железнодорожных станций назначения одним грузоотправителем;
-
из вагонов с грузами нескольких грузоотправителей направлением на одну или несколько железнодорожных станций назначения.
Сразу возникает вопрос: какой смысл следует вкладывать в примененные в данном случае понятия «перевозчик» и «договор перевозки»? Остается только догадываться. В связи с этим следует заметить, что ущербность Правил заключается, в частности, в том, что они не дают определений применяемым в целях данного документа понятиям.
И следующий вопрос. Если локомотив и часть вагонов с грузом принадлежат одному хозяйствующему субъекту, а другие загруженные вагоны — иным лицам, то какие правоотношения должны возникнуть между владельцем этого локомотива и указанными лицами в связи с доставкой грузов? Очевидно, в этом случае речь должна идти о договоре перевозки, в котором владелец локомотива будет являться перевозчиком.
В то же время в Правилах упоминается о договоре с организатором перевозок (без конкретизации прав и обязанностей его сторон) и о необходимости подачи заявок на перевозку указанному организатору. Между тем из ст. 798 ГК РФ и ст. 10 Устава следует, что в качестве одной из сторон договора об организации перевозок выступает именно перевозчик.
Отметим, что согласно п. 8 Правил оформление перевозки грузов осуществляется в общем порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 39. А из ст. 2 Устава следует, что перевозочный документ — это документ, подтверждающий заключение договора перевозки грузов. К таким документам относится и транспортная железнодорожная накладная.
Следовательно, если речь идет исключительно о «самодоставке» груза, то накладная уже не будет соответствовать понятию, определенному в названной норме Устава, поскольку в таком случае договорные отношения по перевозке не возникают.
К Правилам также прилагаются форма заявки на перевозку грузов поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику, и Порядок заполнения таких заявок.