— Сегодняшнее состояние России можно охарактеризовать как демократия плюс менеджментизация всей страны. Но менеджер — это специалист по продажам, по их организации. И только. Менеджментизация полностью подавила авторитет профессионализма. Мы зашли в тупик.
Один пример. Мы сегодня на грани полного использования своих нефтяных запасов. У нас практически на 95% отсутствует разведка. На все нефтяные компании один нефтяник — Аликперов, который занимается этим. Наши нефтяные компании возглавляют менеджеры. Я не думаю, что и увеличение количества менеджеров в армии повысит нашу боеспособность.
Мне кажется, что нам надо не вытирать ноги о прошлое, а очень внимательно его изучать, поставив крест на негативе, но взяв на вооружение позитив. Иначе мы не найдем выхода из тупика.
И если у прошлого было что-то значимое, то это прекрасная система подготовки кадров. Да, не всегда кадры были эталонными, но система была.
Когда Кеннеди пришел к власти в 60-х гг., то первое задание, которое он дал руководителю ЦРУ, — скопировать советскую систему образования. Он не мог понять, как нищая и безграмотная страна могла стать самой читающей, смогла сделать рывок в экономическом развитии и выиграть войну.
Наука должна дать молодому человеку чувство его востребованности. Чтобы человек понимал, что он состоялся не только в силу своего дарования, но он состоялся как личность, что он попал в пул избранных людей. Это очень важно для него.
Да, мы будем прибавлять зарплаты ученым, но сегодня наука влачит нищенское существование. Она не может быть эталоном состоявшейся личности, так как человек состоявшийся — человек богатый. Молодой человек 30 лет — умница и талант — уезжает по приглашению работать в Канаду. У него двое детей и неработающая жена. Он говорит, что 60 тыс. руб. ему едва хватает, чтобы свести концы с концами. А мы обещаем нашим ученым к 2020 г. 50 тыс. Молодые люди идут на зарубежные гранты.
Недавний социологический опрос показал, что на вопрос, когда ты считаешь, что ты состоялся, 72% опрошенных сказали, когда я стал богатым. Это все очень серьезно.
У нас погублено профессионально-техническое образование, нет ремесленных училищ. Один из заводов получил заказ на 35 млн долл. Через 2 года, взявшись за его выполнение, вынужден был отказаться. Токарей нет, слесарей нет, конструкторов нет. Шлифовальщик — практически исчезнувшая профессия.
Выпускники вузов, получившие дипломы специалистов, уходят в никуда. Только 9% агрономов остались работать в сельском хозяйстве. Нет молодых инженеров.
Инновационная политика — это не только решение профессиональных проблем подготовки кадров, но и формирование знакового социального слоя — слоя интеллигенции. Проблема нашего развития сегодня в том, что интеллигенция в целом не востребована. Она вытолкнута на обочину. Власть недолюбливает умных, образованных и независимых людей.
У нас колоссальная проблема возрастного расслоения. Необходима культовая ставка на молодежь. Но молодые не могут готовить, учить молодых. Поэтому стыковка старшего и молодого поколений — это органическая часть развития страны. Иначе мы не выйдем из тупика и окажемся в положении младореформаторов, которые поносили советскую власть и теперь ушли с арены. Прошлое не прощает своего забвения. Забвение закрывает нам глаза на будущее.