Курсом на инновации

| статьи | печать

«Круглый стол» «Законодательная поддержка процессов формирования кадрового потенциала инновационного развития России», организованный комитетами ГД РФ по науке и наукоемким технологиям и по образованию, еще раз подчеркнул актуальность формирования интеллектуального капитала как важнейшего стратегического ресурса.

 

Вплане законодательного обеспечения инновационного потенциала России определенные шаги уже сделаны. Разработана Концепция ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. В третьем чтении принят закон «О внесении изменений в ст. 53 Закона РФ «Об образовании» и ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По словам Валерия Черешнева, председателя Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, проблемы инноваций сегодня волнуют всех. Тщательной проверке и устранению всех недостатков подвергается закон «Об инновациях», который с 2000 г. обсуждался в Госдуме и был отклонен Президентом в 2002 г. Передается на рассмотрение в Правительство закон «О технологиях». Требует уточнения ч. 4 ГК РФ.

Задача формирования интеллектуального потенциала многоплановая, но она требует скорейшего решения, иначе нас ждет отставание, упование на сырье, утрата того, чем всегда славилась Россия, подчеркнул В. Черешнев.

Препятствием кадрового обеспечения инновационной экономики являются, по мнению участников «круглого стола», несоответствие уровня подготовки выпускников вузов требованиям рынка и несовершенство профессионального образования.

Подготовка кадров для науки и промышленности — это формирование нового типа мышления. Это и качественно более высокий уровень самого образования с учетом требований экономики. Но данные требования должны быть сформулированы работодателем и закреплены на законодательном уровне.

По словам первого зампредседателя Комитета ГД по образованию Юрия Карабасова, на разных этапах разработки законодательных актов и различного рода других правовых документов, прежде всего в области профессионального образования, было налажено взаимодействие с такими организациями, как ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА» и др.

Результатом совместной работы можно считать определение направлений подготовки кадров и разработку проектов образовательных стандартов двухуровневой подготовки по 66 направлениям.

Однако чтобы работодатели принимали участие в совершенствовании и развитии системы образования, науки и культуры, им необходимы налоговые стимулы.

Кроме того, нужно создать среду, в которой будут формироваться достойные кадры, и развязать инициативу системы образования в создании образцов интеллектуальной собственности, подчеркнул Ю. Карабасов, мы должны это подкрепить законодательно.

Инновационный процесс начинается с патента, с создания интеллектуальной собственности. Но ни образовательные, ни научные учреждения не имеют права продать патент или объект интеллектуальной собственности, называемые НМА. Оценить их, поставить на баланс и платить налоги им не под силу. Не могут они быть и технопарком.

Автономные учреждения тоже не спасают ситуацию. Ни один ректор не рискнул вступить на этот путь. Поэтому на законодательном уровне, по мнению Ю. Карабасова, необходимо предоставить вузам и научным учреждениям право заниматься инновационной деятельностью с использованием ее результатов.