Распространяется ли действие Федерального закона «Об автономных учреждениях» на средства массовой информации (редакции газет и журналов)?
А. Габеева
Прежде всего отметим, что средство массовой информации нельзя отождествлять с редакцией.
Согласно ст. 2 Закона от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон) под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. А редакцией СМИ является организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.
Статьей 7 Закона установлено, что учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ (главным редактором), что следует из ст. 18 данного правового акта.
Согласно ст. 8 редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. В данном случае речь идет именно о регистрации СМИ, а не редакции.
А теперь проанализируем положения ст. 19 Закона, определяющей статус редакции.
Согласно данной статье редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в форме предприятия, то она подлежит регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска СМИ вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
Отметим, что Закон, принятый до вступления в силу Гражданского кодекса РФ, несмотря на внесенные в него впоследствии изменения, содержит положения, вызывающие трудности при их толковании в соответствии с действующим законодательством.
Так, из ст. 19 Закона следует, что редакция может не являться юридическим лицом и самостоятельным хозяйствующим субъектом. Из содержания данной статьи при соотнесении с иными положениями данного правового акта можно сделать вывод о том, что в данном случае речь не идет о редакции как о структурном подразделении существующего юридического лица. Поэтому возникают следующие вопросы. Как создается такая редакция? Что представляет собой в правовом аспекте подобная структура? Каким образом, не будучи самостоятельным хозяйствующим субъектом, она может осуществлять деятельность по производству и выпуску СМИ? Положения Закона не позволяют ответить на эти вопросы.
Учитывая изложенное, целесообразно сформулировать обсуждаемый вопрос следующим образом: может ли автономное учреждение осуществлять производство и выпуск средств массовой информации?
Как уже отмечалось, согласно ст. 19 Закона редакция может быть юридическим лицом в любой форме. Следовательно, право на производство и выпуск СМИ при наличии зарегистрированного средства массовой информации не зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Однако в данном случае следует учитывать, что Закон был принят задолго до вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об АУ), который предусматривает новую организационно-правовую форму юридических лиц. Поэтому следует проанализировать положения данного правового акта в контексте норм Закона.
Из статьи 2 Закона об АУ следует, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Как видим, в содержащемся в ст. 2 Закона об АУ перечне видов деятельности, для осуществления которых создаются автономные учреждения, не отражена деятельность, связанная с производством и выпуском СМИ, однако данный перечень не является закрытым.
В то же время законодательство предусматривает существование государственных федеральных средств массовой информации, государственных СМИ субъектов РФ и средств массовой информации муниципальных образований. Это, в частности, следует из положений Федерального закона от 13.01.95 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Следовательно, осуществление деятельности, связанной с производством и выпуском СМИ, является одной из функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что указанные органы могут создавать автономные учреждения для осуществления ими деятельности по производству и выпуску средств массовой информации.
В заключение обратим внимание на еще одну некорректность Закона.
Из вышеприведенного положения ст. 7 данного правового акта следует, что учредителем СМИ может быть государственный орган. В то же время в перечне возможных учредителей не упомянут орган местного самоуправления. Однако ст. 12 Закона установлено, что от регистрации освобождаются средства массовой информации, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания официальных сообщений и материалов. Следовательно, Закон не исключает возможность учреждения средства массовой информации муниципальным органом, в том числе и СМИ, требующих регистрации.