Второй по величине и важности мегаполис России утопает в волне автомобилизации. Транспортный парк Петербурга растет с колоссальным опережением численности населения и уж тем более — модернизации улично-дорожной сети.
Новые автомобили в приоритете
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в период с 1992 по 2008 г. в полку автомобилей Северной столицы прибыло почти 988 тыс. ед., что означает прирост в 4,3 раза. Рекордный показатель роста числа машин был отмечен в прошлом году — 8,5%.
Таким образом, на сегодняшний день в городе на Неве зарегистрировано 1,43 млн транспортных средств, из них почти 1,28 млн приходится на легковые, 121,7 тыс. — на грузовики и 23,7 тыс. — на автобусы.
Доля Петербурга и Ленинградской области в общем объеме автопарка России, по разным оценкам, составляет от 4,4% до 6%. При этом обеспеченность машинами на 1000 человек в городе вторая в стране (после Москвы) — 242 единицы. Количество легковых иномарок уже не первый год превышает число малолитражек отечественного производства. Причем планомерно увеличивается процент новых машин, приобретаемых населением. По состоянию на начало 2008 г. доля легковушек возрастом менее 5 лет составляет 25,2%, в диапазоне 5—10 лет — 25,4%.
Лидеры продаж — бюджетные модели
По данным УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области, в 2007 г. на учет было поставлено 180 тыс. новых автомобилей, большинство из которых иномарки.
Лидером продаж по-прежнему является Ford Focus, производство которого осуществляется на предприятии в Всеволожске. И это несмотря на то, что его продажи в целом по стране снизились в I квартале нынешнего года на 3%. Что, по мнению аналитиков, связано с рестайлингом модели.
Отличные коммерческие показатели демонстрирует бренд Chevrolet. Lanos по итогам 2007 г. впервые вошла в тройку самых продаваемых иномарок, а другие компактные модели — Aveo и Lacetti —вошли в пятерку моделей, объемы реализации которых растут быстрее всего.
Выходит из забытья марка Opel. Сергей Вайнер, руководитель автомобильного дивизиона петербургского Союза компаний «Стратегия Рост», заметил, что эта компания в прошлом году действительно «выстрелила» громче всех, превзойдя 200%-ный рубеж роста продаж. Локомотивом питерских продаж на сегодняшний день является Astra, мелкомасштабная сборка которой с конца прошлой осени организована на мощностях петербургского завода «Арсенал».
Петербург — российский Детройт
В ноябре этого года Opel Astra перекочует на конвейер строящегося сегодня предприятия General Motors в городской промзоне Шушары. Здесь модель составит компанию двум другим «родственникам» — Opel Antara и соплатформенному с ним Chevrolet Captiva.
А японская корпорация Toyota уже приступила к изготовлению своих машин. С конвейера ее завода, кстати, тоже расположенного в Шушарах, сошли первые экземпляры Toyota Camry.
Петербургские изделия отличаются от японских другим VIN-номером, сиденьями российского производства, стеклами Борского автозавода (другая маркировка), покрышками Michelin отечественного выпуска. Недавно у машины появился серьезный аргумент в пользу именно ее предпочтения — она подешевела на 9%. Так, начальная цена на Camry из Шушар установлена на отметке 790 тыс. руб.
Вслед за ними осваивать российские просторы вызвались и другие крупные автогиганты — Nissan, Suzuki, Hyundai и пр.
Недавно появилась информация о том, что рядом с территорией, где планируется построить сборочное предприятие Hyundai (промзона «Кирпичный завод» во Всеволожском районе), может разместиться Промышленный парк предприятий — производителей комплектующих корейской компании Donghee Ind. Co. Азиаты уже провели осмотр площади и даже заявили, что готовы инвестировать в свой проект более 200 млн долл.
Буквально на днях в областной администрации прошла встреча руководства комитета экономического развития и инвестиционной деятельности с представителями финской компании Valmet Automative Oy в лице вице-президента Райнера Карьялайнена и директора Финско-Российской торговой палаты Тарьи Тиирикайнен. Стороны обсудили перспективы размещения на территории региона предприятия, предоставляющего услуги по промышленной сборке различным автопроизводителям.
Как стало известно из неофициальных источников, возможно, речь идет о Porsche Boxter и Porsche Cayman. В планах компании сборка 10 тыс. автомобилей в год и создание до 150 новых рабочих мест.
По словам Сергея Петросяна, гендиректора компании «Карлайн», средняя стоимость продаваемых в Петербурге автомобилей уже давно превышает 20 тыс. долл., и этот показатель постоянно растет. Причин тут несколько: от роста благосостояния покупателей, предпочитающих все более престижные и комфортабельные модели, до банального удорожания машин по причине роста мировых цен на сталь, сырье, электроэнергию.
«Жигули» с села не уходят
В отличие от Петербурга, «потребительская» картина в Ленобласти несколько иная. По данным на начало 2008 г., лидирующие позиции в рейтинге распространенности здесь занимают отечественные марки Lada (186,3 тыс. шт.), ГАЗ (36,8 тыс.) и Иж (28,5 тыс. ед. техники). Суммарно продукция этих российских автозаводов составляет более половины парка транспортных средств региона.
Среди общих тенденций развития областного авторынка аналитики отмечают высокую динамику роста числа легковых иномарок на фоне практически неослабевающего покупательского спроса на отечественную продукцию. Активному влиянию новых иномарок этот рынок подвержен в меньшей степени, чем городской, а потому и развивается он не так динамично, хотя и довольно сбалансированно.
Интересно, что автопарк Лен-области отчасти имеет «грузовую» структуру. Одним из фактов, подтверждающих это, является 2-е место в рейтинге распространенности среди иномарок, которое занимает коммерческий фургон Ford Transit (4,4 тыс. машин, реализованных в 2007 г.).
Кредитные истории
Все больше автомобилей петербуржцы приобретают по линии кредитования. Эльмира Аббасова, бренд-менеджер по Северо-Западному округу международного автохолдинга «Атлант М Лахта», говорит, что на данный момент в кредит продается порядка 35—40% всех машин. При этом в 2008-м ожидается увеличение спроса на заемные деньги до 50—60%.
Совершенствуются и сами банковские программы. Как рассказали в одном из мультибрендовых автоцентров, сегодня набирает обороты услуга под названием «Trade-In на кредитные автомобили». Она предполагает возможность обмена подержанного транспорта, предварительно приобретенного в кредит, на новый.
Не хватает специалистов
В Петербурге сегодня весьма злободневным является вопрос обеспечения автоцентров квалифицированной рабочей силой. Найти грамотных сотрудников для 320 действующих в городе дилерских комплексов не так уж и просто. По оценке независимого эксперта Виталия Новикова, экс-главы одного их петербургских мультибрендовых дилерских центров, общая потребность в кадрах составляет от 3 тыс. до 5 тыс. чел.
Николай Мещеряков, генеральный директор компании «Капитал-Авто», на этот счет говорит: «Петербургский рынок автотехнологической направленности очень конкурентный. Дилеры вынуждены самостоятельно искать резервы — в частности, максимально мотивировать свой персонал». Выход один — организация на базе существующих дилерских станций собственных центров обучения.