Невыносимая «отзывчивость» регулятора

| статьи | печать

Центробанк всерьез намерен изменить порядок отзыва у коммерческих банков лицензий за недостоверную отчетность. Первоначальный проект его Указания, предусматривающий лишение лицензии не по совокупности причин, а при наличии хотя бы одного нарушения, вызвал множество нареканий у банковского сообщества и Комитета по финансовому контролю Госдумы. Поэтому ЦБ РФ скорее всего существенно подкорректирует свой проект.

 

В русле мировых тенденций

Не так давно ЦБ РФ разместил на своем сайте проект Указания «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных» (далее — Указание). По замыслу экспертов регулятора, данный норматив должен повысить прозрачность взаимодействия ЦБ РФ с банками при отзыве лицензий, более конкретно обозначить основания для отзыва лицензии и раскрыть перечень документов, на основании которых можно доказать недостоверность представленной отчетности.

Самое интересное, что если действующее сейчас Указание Банка России № 1311-У предусматривает отзыв банковской лицензии по совокупности фактов существенной недостоверности отчетных данных, то новое Указание дает регулятору право отзыва лицензии уже при наличии хотя бы одного «достойного», по версии ЦБ РФ, повода.

По предложенному проекту Указания Банк России, в частности, сможет отозвать лицензию, если представленная кредитной организацией отчетность:

·         содержит сведения о нарушении нормативов резервирования;

·         информирует о соблюдении нормативов при выявлении факторов их несоблюдения;

·         содержит несоблюдение резервирования в Фонд обязательного резервирования (ФОР);

·         не отражает фактического неисполнения кредитной организацией обязательств перед кредиторами и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей.

Причем лицензия может быть отозвана, если отчетность не отражает фактического проведения кредитной организацией операций на суммы, в совокупности равные или превышающие 600 тыс. руб.

Данная поправка направлена на ограничение столь популярной схемы «разбивки». Напомним, что согласно законодательству банки обязаны информировать регулятора об операциях на сумму свыше 600 тыс. руб. И чтобы перехитрить контролирующие органы, подозрительные сделки на равную или большую сумму просто делятся на несколько транзакций, по каждой из которых совсем необязательно информировать Росфинмониторинг.

Между прочим, нормативы, обязывающие коммерческие банки отчитываться перед регуляторами за операции, по совокупности превышающие от 15 тыс. до 20 тыс. евро, существуют во многих европейских странах. А усилия ЦБ РФ по наведению порядка в системе надзора соответствуют общемировому тренду по повышению ответственности регулятора и прозрачности банковской системы. Ведь именно непрозрачность финансового сектора послужила в конечном итоге мощным субъективным фактором для раскручивания кризиса ликвидности на мировых площадках.

 

Сбербанк под ударом?

Между тем откровенно карательные, а не упреждающие меры ЦБ РФ в исходной редакции проекта Указания могут подвести под монастырь даже вполне законопослушный российский банк. Более того, под ударом, как ни странно, окажутся не мелкие «финансовые прачечные», осуществляющие разовые и тщательно замаскированные транзакции, а крупнейшие кредитные структуры с широкой филиальной сетью и с гигантским объемом текущих операций.

В таком случае главным кандидатом на отзыв лицензии будет… Сбербанк. Ведь ни для кого не секрет, что квалификация большинства региональных операционистов «всенародной копилки» где-нибудь в отдаленной области находится на крайне низком уровне. И факты неотражения проведения операций без всякого злого умысла там не редкость. Конечно же всерьез представить себе нападки регулятора на Сбербанк с последующим изъятием лицензии все же достаточно сложно.

Зато у ЦБ РФ появится отличный шанс держать штрафников на коротком поводке. Закончиться все это может тем, что российские кредитные структуры могут быть условно разделены регулятором на 2 части — на тех, кто уже находится у него под колпаком, и на тех, кто еще только ждет своей очереди.

Интересы «слуг народа»

Не исключено, что, имея такие широкие полномочия, некоторые должностные лица ЦБ РФ начнут, мягко говоря, злоупотреблять своими правами. Как сообщил недавно депутат Госдумы и глава Ассоциации банков «Россия» Анатолий Аксаков, «внесение предлагаемых изменений вызывает опасения, что принятие Указания даст регулятору еще один инструмент для волюнтаристского принятия решений». По его мнению, ЦБ РФ должен прежде всего дать коммерческим банкам шанс исправиться, а не сразу отзывать лицензии.

Еще дальше в своих характеристиках проекта ЦБ РФ пошел председатель Комитета по финансовым рынкам Госдумы Владислав Резник, заявивший, что Указание об отзыве лицензии при недостоверности отчетных данных «содержит существенную коррупционную составляющую». Он считает, что данный документ позволяет за одно и то же нарушение применять к банку различные меры воздействия в зависимости от решения конкретного чиновника. Больше всего регулятору досталось от депутатов как раз за возможность отзыва лицензии за единичное нарушение.

Директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ Михаил Сухов объявил, что данная норма может быть пересмотрена регулятором. Также руководство Банка России готово рассмотреть предложения финансового комитета Госдумы о минимальной сумме операций, которые должны в обязательном порядке отражаться в отчетности.

В общем нетрудно предположить, что окончательный вариант Указания претерпит существенные изменения. Ведь по большому счету оно затрагивает интересы не только представителей финансового сообщества, но и многочисленных «слуг народа». А ни для кого не секрет, что наши парламентарии в большинстве своем являются аффилированными лицами тех или иных банковских структур, а то и попросту единолично владеют кредитными учреждениями.