Президиум ВАС РФ 4 марта 2008 года в своем Письме № 125 разъяснил порядок разрешения споров, касающихся урегулирования разногласий при согласовании единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (далее — ЕТП).
Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что споры по ЕТП арбитражному суду неподведомственны, т.к. разногласия возникают в части применения специальных положений, регламентирующих технические и технологические вопросы в работе железнодорожного транспорта.
Указанный вывод основан на исследовании сущности документа ЕТП, который регулирует отношения между владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожных путей необщего пользования по вопросам функционирования станции примыкания и железнодорожных путей необщего пользования, между которыми могут возникнуть спорные вопросы.
Напомним, под железнодорожными путями необщего пользования согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее — Устав) понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Порядок разработки ЕТП предусмотрен в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (далее — Правила). ЕТП согласно п. 5.1 Правил разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов. При согласии сторон ЕТП может разрабатываться и с меньшим грузооборотом.
В соответствии со ст. 58, 64 Устава, п. 5.3, 5.4, 5.8 — 5.10 Правил, а также с Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее — Агентство) по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в ЕТП и выдаче заключений по ним, который утвержден Приказом МПС РФ от 27.12.2006 № 171, не урегулированные в установленном порядке разногласия между владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцами железнодорожных путей необщего пользования по условиям ЕТП направляются в Агентство, которое по каждому спорному пункту подготавливает соответствующее заключение.
Определившись с компетентным органом, на который возложена обязанность решать преддоговорные споры, Президиум ВАС РФ пришел к очередному выводу: в случае передачи преддоговорного спора в суд необходимо запастись заключением Агентства, без наличия которого арбитражный суд не вправе принимать исковое заявление, а приняв его, не вправе рассматривать спор по существу и принимать решение.
К такому выводу ВАС РФ пришел, учитывая положение п. 2.3 Правил, в соответствии с которым договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования должны учитывать ЕТП и в случае возникновения споров Агентство обязано рассмотреть поступившее обращение по вопросам взаимодействия в ЕТП и выдать заключение по нему. Решение арбитражного суда по спору принимается с учетом заключения Агентства по неурегулированным вопросам ЕТП и иных доказательств по делу.
При несоблюдении сторонами установленной процедуры согласования разногласий по ЕТП исковое заявление по преддоговорному спору согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ подлежит оставлению без рассмотрения.